Уже больше двух недель во Франции не утихают протесты. 18 февраля в центре Парижа, на площади Республики, собралось свыше 2 тысяч человек.
Сотни людей ночью прошлись по улицам Нанта, выступая против действий полиции. Неоднократно протесты перерастали в вооруженные столкновения. Протестующие скандировали лозунги: «Мы не забываем, мы не прощаем», «Полиция везде, справедливости нигде», «Полицейские - насильники и убийцы», «Никакой справедливости, никакого мира - за Тео и за всех остальных».
Основная причина общественных волнений - «полицейский произвол». Поводом недовольства стало «дело Тео» - мигранта, которого, по версии большинства СМИ и общественности, избили трое полицейских, а затем надругались над ним с помощью полицейской дубинки. Случай произошел 2 февраля в пригороде Парижа и до сих пор в разных частях страны проходят акции в поддержку Тео.
«Дело Тео - это не какой-то особенный случай, это структурная проблема полицейского насилия во Франции», - утверждает президент организации против расизма SOS Racisme Доминик Сопо.
Тем не менее 16 февраля французская газета “L’Express” опубликовала версию полицейских. По их словам, никакого акта насилия над мужчиной не было. Полицейские утверждают, что после попытки задержания Тео сопротивлялся и «был неуправляем». Между ними завязалась драка, в результа0те которой полицейский несколько раз ударил молодого человека. Однако по неизвестным причинам он отказался пройти медицинское обследование, предложенное полицейскими. Тем не менее через некоторое время вся страна увидела кадры, где он лежит в больничной палате, его навещает президент, а полицейские отстранены от службы и находятся под следствием.
После этого в пригородах Парижа разгорелись настоящие войны между протестующими и полицейскими. В районах, которые традиционно заселены мигрантами из Ближнего Востока и Северной Африки, жгли машины, громили улицы и забрасывали полицейских бутылками. Центром основных столкновений стал район Bobigny, где в подожженной машине чуть не погибла девочка 5-6 лет.
Полицейские в тисках
Интерес к полицейским не утихает с осени 2016 года. Тогда во Франции были массовые протесты стражей порядка, которые выражали свое недовольство сложившейся ситуацией. Тогда формальным поводом выступлений стало нападение на полицейскую патрульную машину. Незадолго до этого, в июне 2016 года, семья полицейских была убита фанатиком-исламистом.
В действительности полицейский во Франции ограничен, как никто другой, в своей деятельности. Пока вся страна выступает в поддержку Тео, мужчина, напавший с 20-сантиметровым ножом на полицейского, был отпущен на свободу без объяснения причин. По данным Главного управления национальной полиции, ежемесячно около 500 полицейских получают ранения различной степени тяжести.
«Когда мы видим, как рецидивист, неоднократно осужденный за насилие, оскорбление и неподчинение полицейским, получает условный срок, - это отвратительно. А когда полицейский применяет силу в целях самообороны и отправляется в тюрьму - это ничего. Это ничего, это всего лишь один полицейский, их же еще много», - заявила во время протестов одна из сотрудниц полиции.
Уважение к институту полиции во Франции находится на крайне низком уровне. Даже на стенах самого престижного университета страны Сорбонны красовалось граффити со следующим содержанием: «Я каждый раз открываю бутылку, когда закрывается гроб с полицейским».
В действительности в данный момент жертвами насилия чаще становятся полицейские. Однако эти случаи не вызывают такого резонанса.
Мусульмане против полиции
Нынешние протесты - не первый случай, когда мигранты из неблагополучных районов выступают против эфемерного «полицейского произвола». Действительные цели таких протестов - это попытка устроить собственный произвол и вытеснить стражей порядка из их ореолов расселения.
Так, после протестов 2005 года, которые также начались под предлогом борьбы с полицейским насилием, мусульмане сумели вытеснить их из «своих» районов, которые фактически стали бесконтрольными. Они получили статус «чувствительных городских зон». Только в Париже насчитывается 9 таких районов. В теории эти территории должны находиться под серьезным контролем, на практике это те места, куда «лучше не соваться».
Фактически мигранты во Франции - острая проблема не только для полицейских, но и для всего общества. Речь идет не только о последней волне мигрантов из Сирии и других стран Ближнего Востока. На данном этапе, в частности в протестах, большую роль играют мигранты из стран Магриба, которые проживают на территории страны уже много лет.
Реакция политиков
Политики по-разному отреагировали на произошедшее. Действующий президент Франсуа Олланд направился прямиком в госпиталь, чтобы поддержать Тео. Когда протесты переросли в вооруженные столкновения с полицейскими, он выступил с обращением к населению, призвав сохранять уважение друг к другу. Кроме того, он подчеркнул, что право на манифестации и собрания не разрешает легально использовать насилие.
Каждый кандидат в президенты выступил со своими предложениями по урегулированию проблемы. Поддержку полицейским высказала только Марин Ле Пен, которая защищает позицию осужденных стражей порядка, а также запустила петицию, чтобы поддержать их. По информации “Le Monde”, она обещает увеличить количество полицейских на 15 тысяч человек, а также модернизировать их экипировку. Кроме того, она предлагает освободить их от лишних административных обязанностей, чтобы все их силы были направлены на безопасность. В вопросе районов, которые фактически оккупированы мигрантами, она предлагает провести программу по «разоружению пригородных территорий», а также создать дополнительных 40 тысяч мест в тюрьмах для нарушителей закона. В целом она выступила против «сверхтолерантности» к тем, кто выражает сопротивление стражам порядка.
Франсуа Фийон, кандидат от республиканцев, также предлагает увеличить роль муниципальной полиции. Он называет более скромные цифры по количеству новых мест лишения свободы (16 тысяч), а приоритет в решении вопросов безопасности отдает образованию. Кроме того, он предлагает выделить дополнительные 12 млрд евро для восстановления порядка.
Кандидат от социалистов Бенуа Амон подчеркнул, что нужно повысить эффективность полиции, уделив особое внимание «проблемным зонам». Никаких конкретных мер он не предлагает, за исключением установки камер наблюдения.
В той же манере выступает Эммануэль Макрон - кандидат, которому прочат второе место в первом туре, несмотря на отсутствие конкретной программы на будущее. Он считает, что полицейские должны работать в одном районе и досконально знать его. За 3 года своего президентства он собирается увеличить количество полицейских на 10 тысяч человек.
Исламское лобби социалистов
Традиционно французские мусульмане поддерживают социалистов, поскольку те обещают помощь самым бедным и незащищенным социальным слоям. В нынешних условиях, когда правые партии, в частности «Национальный фронт» и его лидер Марин Ле Пен, активно набирают популярность, мигранты задумываются о своем будущем. Не допустить победы правых кандидатов на выборах - буквально вопрос жизни и смерти для всех мигрантов, поэтому нынешние протесты, которые развернулись незадолго до выборов, совсем не случайны.
Это подтверждает активность традиционно левых французских СМИ. Так, 14 февраля, спустя 2 недели с начала истории, в социал-демократическом журнале “L’OBS” внезапно появилась статья-откровение еще одной жертвы того же полицейского, который якобы надругался над Тео. Мохаммед К., как его называют СМИ, утверждает, что тот же полицейский оскорблял его и избил его все той же дубинкой. По его словам, он отказался идти обращаться в органы власти, поскольку «боялся потерять работу». К статье прилагается медицинская справка о побоях, которую он все же сделал. Почему он вспомнил об этом со снижением активности протестных выступлений, история умалчивает.
Чем закончится весь этот скандал, пока неизвестно. В отношении полицейских продолжается расследование, а конфликт между полицейскими и мигрантами обостряется. На данный момент задержаны свыше 245 человек, которые нападали на стражей порядка во время протестов. Правительство, однако, пытается сохранять нейтральность, поскольку опасается повторения полицейских протестов.
Тем не менее с уверенностью можно сказать, что эта история окажет непосредственное влияние на президентские выборы. Как именно - покажет время.
via