Этого события ожидали, да оно и было неизбежно ещё после первых двух чтений. Палата общин подтвердила итоги референдума о выходе Британии из ЕС. Можно сказать, законодатели не пошли против народа. Но многозначная деталь заключается в том, что народ разделился по этому вопросу примерно пополам, и сторонники освобождения от Брюсселя победили с преимуществом менее 4 процентов.
А вот депутаты проголосовали в соотношении 494 голосами против 122. То есть четверо за свободу от Европы при одном - за сохранение прежнего положения вещей.
Теперь законопроект отправится в верхнюю палату - палату лордов, которая тоже должна будет дать документу оценку. И она будет фактически окончательной.
Элиты решили
Это значит, считают наблюдатели, что британские элиты твёрдо решили направиться на выход из Европы. То есть это не решение улицы, это давно задуманная и решённая политическая линия. Поэтому политические аналитики не ожидают сюрпризов от "сэров и пэров" из Палаты лордов - Brexit там тоже будет одобрен.
Удержать британские элиты от этого шага мог бы, вероятно, лишь прямой запрет от патрона - Соединённых Штатов Америки, которые совмещают порядком изъеденное Китаем (а в военной области и Россией) мировое лидерство с безраздельным лидерством в мире англосаксонском. Но недавний визит премьер-министра Терезы Мэй в США принёс подтверждение: "папа" в лице нового президента США Дональда Трампа с новым поворотом в геополитическом положении Британии согласен. Более того, благосклонно принял идею заключения двустороннего торгового соглашения.
Это тоже логично со стороны Трампа, который видит в ЕС конкурента и, по сути, разбил вдребезги хрустальную мечту прежней, обслуживающей глобальные элиты американской администрации устроить свободную торговлю между объединённой Европой и США. Аналитики, правда, признавали то планировавшееся Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) потенциально выгодным именно для США, потому что оно, дескать, полностью заводило Старый свет в американское стойло. Но Трамп и его консервативная команда исходят из старомодных надёжных принципов - не открытые рынки, а наибольшая выгода для своей страны. И в этом смысле им выгоднее давить конкурентов поодиночке.
Таким образом, остановить Британию в её отваливании от европейского "пирса" некому. Против этого выступает лишь Шотландия и в определённой мере Северная Ирландия. Но реальной силы за их элитами нет, отчего депутатам от шотландской Национальной партии и пришлось выступить с детским, в общем-то, протестом - запеть гимн Евросоюза. Но им попросту сделали выговор, как на школьной линейке, и процесс пошёл в установленном кем-то заранее направлении. До сторонников ЕС не снизошли даже настолько, чтобы просто ради политкорректности принять хоть одну их поправку.
Что решат в Европе?
Если верхняя палата не возразит на решение нижней - а она, по заверениям политологов, не возразит - Британия порвёт канаты, удерживающие её в политическом, правовом и ментальном поле Европы. По крайней мере, те их них, которые ей покажутся не нужными. Согласно плану выхода страны из состава Европейского союза, представленному в опубликованной кабинетом министров "Белой книге", Brexit будет быстрым и жёстким. В своей программной речи по этому поводу Тереза Мэй объявила, что Великобритания не останется в едином европейском рынке и таможенном союзе, а также анонсировала создание совершенно новых отношений с соседями по континенту. Это, в частности, будет означить полный контроль над своими границами, то есть по факту Лондон выходит из всяких европейских обязательных квот по беженцам и будет принимать только тех мигрантов, которых захочет.
Таким образом, несмотря на слова Мэй о том, что Британия выходит из Евросоюза, но не выходит из Европы, в любом случае это будет разрыв Британии именно с Европой. А значит, в перспективе можно полагать, что на территории Европы раньше или позже, но сложится отдельный центр силы, необходимо опирающийся на поддержку США.
А что Европа? Пока она показывает зубы. Брюссель в целом дал понять, что он не только не против "жёсткого" выхода Британии, но и постарается сделать всё, чтобы эта жёсткость запомнилась надолго. С главной целью - показать, что за выход из ЕС платить придётся дорого. Чтобы другим неповадно было.
Неповадно было
Собственно, на том Европа, возможно, и против своего желания, но будет неизбежно деформироваться к состоянию, аналоги которого в истории уже фигурировали.
В чём-то это будет похоже на 1960-е годы, когда Европейское экономическое сообщество уже функционировало, но Англия в нём до 1973 года не участвовала. И это, в принципе, никому особо не мешало, а многие исследователи до сих пор вспоминают те годы с умилением - и в экономическом, и в политическом аспекте. Все поднимались быстро, Франция с Германией после вековой вражды сидели в одной лодке, страны Бенилюкса были одной из опор европейской экономики, и в целом всё летело вперёд, как локомотив по рельсам.
Но и не похоже - тоже. Германия была разделена на две страны, и маленькая ГДР входила если не в десятку, то в первую дюжину мировых экономик. Восточная Европа, хоть и роняла слюнки при взгляде на Западную, но жила в другом экономическом блоке, и от ЕЭС ничего не требовала. Наконец, над Западной Европой нависал могучий Советский Союз, и 400 тысяч его солдат в Группе советских войск в Германии удерживала Запад от желания подёргать Кремль за усы.
Теперь ситуация будет складываться иначе. Без экономики Англии экономику ЕС будет почти на две трети формировать Германия - это уже подсчитали аналитики. Германия, следовательно, становится и безраздельным центром силы в Европе. Франция, политически давно опустившаяся ниже плинтуса, противопоставить Берлину не сможет ничего, кроме лояльности. Но в перспективе этого всё равно не хватит, ибо двум оставшимся "грандам" ЕС при поделенном давно и далеко не ими мировом рынке останется только пихаться друг с другом на узком язычке Евразии, вдающемся в Атлантический океан.
На месте СССР теперь Россия, которая ему, конечно, не ровня. Но, с одной стороны, при советской власти экономическое влияние Москвы на Западе и без того было весьма ограниченным (в силу узости торговых связей и закрытого русского рынка) - так что в этом отношении Европа может себе позволить на неё не оглядываться. Зато бывшие страны советского блока, питавшиеся Советским Союзом, теперь повисли на ЕС и питаются из Брюсселя. А тот "доит" ту же Германию в основном. Но ориентируются при этом на США и под козырёк берут перед Вашингтоном. В том числе и когда размахивают трещотками перед берлогой русского медведя, Америка приказывает НАТО заводить батальоны к границам России, а платить за все эти удовольствия должна немецкая экономика. Которой как раз объективно выгоднее всего слиться с экономикой России, чтобы стать всемогущей.
Таким образом, в Европе начинает неизбежно формироваться свой центр силы - вокруг и во главе с Германией. Южные слабые страны, скорее всего, станут первыми жертвами такого положения вещей: Греция уже сегодня ставится чуть ли не перед неизбежностью выхода из еврозоны, убыточные Испании-Португалии Берлину тоже не очень-то нужны, балканские злые малыши всех устроят в своём первобытном состоянии. Восточная Европа станет перед выбором. Чехия, правда, и так уже часть Германии, Венгрия ожидаемо тоже примкнёт к тевтонской сфере влияния, Румыния-Болгария ни на что не влияют и никому не нужны. Польша давно вернулась к своему естественному состоянию "гиены Европы", только теперь она - гиена Америки. Как и прибалтийские карлики, с поправкой только на размер и породу.
И, по сути, перед нами предстаёт Европа начала ХХ века. Сильная Центральная Европа под крышей сильной Германии. Великобритания отдельно. Мелкие, но агрессивные страны на периферии. Испания - как-всегда-ни-при-чём. И Франция - альтернативный центр, но перед Германией в конечном итоге жертва.
Тогда всё это вылилось в мировую войну. Как будет разрешать свои противоречия Европа в новой конфигурации после Brexit?
via