С чем отождествляются у нас Святки? С толпами ряженых молодых людей, кочующих из одного дома в другой, с катанием на санках, с румяными лицами от крепкого морозца, смешными и веселыми щедровками и колядками, различными вкусными подарками и конечно же с гоголевской «Ночью перед Рождеством». Наши предки умели развлекаться и радовать себя и других в большие праздники. Так что же такое Святки?
Святки отмечаются 12 дней подряд, с 7 января по 19 января (с 25 декабря по 6 января по старому стилю).
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».
Н. Гоголь.
«Святки» - в православной церкви всегда были праздничными, завершился большой Рождественский пост, народ на Руси начинал разговляться, все работы в хозяйстве завершены и наступал период рождественского веселья. Молодежь в деревнях и городах устраивала веселые игрища и пляски. Девушки гадали на «суженного ряженого». Церковь как правило на все эти забавы смотрела снисходительно.
Наверное, помните знамениты Пушкинские строки: «Настали святки! То-то радость!»
Само празднование святок представляло собой смесь старых языческих и православных христианских обрядов, так как православные праздники как бы случайно совпадали со старыми языческими верованиями и обрядами, которые в эти же дни отмечали зимний солнцеворот. Святки праздник молодежи, но посильную помощь оказывали все. Для забав и игрищ девушки и парубки заранее готовили маски различных зверей и птиц, и всевозможные шутовские одежды. Рядились по вечерам и с щедровками и колядками обходили дома, выпрашивая подарки и угощенья, при очень щедрых подаяниях исполняли шуточные величальные песни, плясали и поздравляли хозяев.
Главная цель колядок - пожелание богатства и счастья, большого и обильного урожая. На Руси колядки предназначались всей большой семье. Так, например, в некоторых центральных губерниях России исполняли вот такую святочную колядку, с пожеланиями хозяевам богатого и сказочного урожая:
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Маслину головку.
А дай, Бог, тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста:
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!
А хозяйки в обязательном порядке старались щедро одарить своих гостей специально припасенными по этому случаю сладостями и выпечкой.
Особой популярностью среди ряженых пользовались персонажи: цыган, нищих, барыни и служанки, а среди сказочных Баба-Яга, черт, смерть с косой и различные звероподобные маски. Во время празднования как бы опускались обычные нормы поведения, и все веселились кто как горазд, но смертоубийства и других членовредительств как правило не допускали. Почти повсеместно водили «козу» в сопровождении «цыгана», «деда» и других персонажей.
Как правило празднующие держали в руках пшеничный или ржаной сноп - символизирующий собой август месяц срок окончания жатвы, соломенную куклу - март и июнь, маски тура - январь, коня - апрель, медведя - март. Но при этом был очень интересный обряд. Все, кто в период праздника носил маску обязаны были искупаться в проруби что бы смыть с себя грех преображения в сказочных чудищ.
Во время святок православный христианский мир, в определенном смысле менял свою устойчивую конструкцию Господь Бог как бы становился беспомощным младенцем, явь и навь сливались вместе, в это время приоткрывалось будущее, и чудеса, которые могли случиться только в сказке и седых преданиях становились явью. Реки, в Рождественскую ночь, приходили в сказочное движение и при всем при этом превращались в вино. Звери и домашние животные приобретали способность разговаривать человеческими голосами. Так как святки считали разгулом всякой нечисти, то на всех домах и деревьях ставили мелом кресты, и старались что бы нечисть не вошла в самого человека.
Ну и конечно же самым любимым, и популярным атрибутом молодых и незамужних девушек считались святочные гадания: каков будет «суженый-ряженый», какое житье-бытье ожидает с мужем. Вот как описывал крещенские гадания В.А.Жуковский:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Применяли самые различные способы гадания, самый популярный наверно был такой: снимали башмачок или валенок и бросали в сторону ворот, если падал носком к ним - то выйти замуж в этом году не судьба, ну а если в обратную сторону, то пора готовиться к свадьбе. Гадали и на воске: воск вначале растапливали, а затем выливали в миску с наполненной водой, и по различным фигурам, которые выливались гадали. Если колечко- к замужеству, а всякая неразбериха - к худому. Или у первого встречного прохожего спрашивали имя, то так и будут звать будущего жениха.
А еще, ясной ночью брали в пригоршню снег и бросали его на землю, если падал быстро и было слышно его падение, то значит и муж будет молодым и здоровым, если упадет тихо - будет старым и злым. Снимали с насеста курей и приносили в избу, где в различных местах были приготовлены хлеб, вода и медные, серебряные и золотые кольца. Если курица подойдет к воде и начнет ее пить, то и муж будет пьяницей, если к хлебу - будет бедняком, ну а если к кольцам, то медное -нищий, серебряное - середняк и золотое - богач.
Гадания в святки совершались во весь период празднеств, но наиболее значимыми всегда считались в канун Нового года, Рождества и Крещения, последнее наиболее популярно.
Умели веселиться на Руси, как говорится в старинных пословицах и поговорках: «Всякая душа празднику рада», «Лето для старания, а зима для гуляния»
Источник