ЗАЩИТА «СВОБОДЫ ТВОРЧЕСТВА»

Dec 06, 2016 10:09


На заседании Совета по культуре был провозглашен примат «свободы творчества» над защитой чувств верующих

На заседании Совета по культуре в Петербурге 2 декабря диалог режиссера Александра Сакурова с российским Президентом, в котором он просил освободить своего «коллегу» - крымского правосека Олега Сенцова, снявшего полтора любительских фильма и осужденного за терроризм на 20 лет, несколько затмил куда более значимый эпизод.

Владимир Путин заговорил об ответственности художников и недопустимости цензуры - государственной или общественной.

«У всех свобод всегда есть вторая сторона - ответственность. Это во всех определениях свободы всеми признанными в мире философами так и излагается. У художника, у «властителя дум», так сказать, мера этой ответственности особенно высока.

С одной стороны, любые хулиганские выходки - попытки сорвать спектакли, выставки - абсолютно недопустимы и должны пресекаться по всей строгости законом, и так мы будем делать. В то же время в самой творческой среде - я хочу подчеркнуть именно эту сторону дела - должна быть определена грань между циничным оскорбительным эпатажем и творческой акцией», - заявил глава государства.

«Хулиганскими выходками» Владимир Путин назвал протестные выступления православных христиан против богохульства, русофобии и пропаганды содомии.

Напомним, что первой наиболее резонансной «хулиганской выходкой» стал поступок посетителя выставки «Арт Манеж-98» 4 декабря 1998 года, которыйизвините за прямолинейность, дал в морду «известному художнику-акционисту» Авдею Тер-Оганьяну, публично рубившему топором православные иконы. Тогда под давлением общественности было открыто уголовное разбирательство по обвинению акциониста в разжигании религиозной вражды (ст. УК РФ 282). Впрочем, сам Тер-Оганьян не дожидаясь его результата бежал в Чехию.

Из недавних событий можно назвать была сорванную выставку «"героев" АТО» в музее Сахарова, на которой экспонировались портреты украинских националистов-карателей, а так же массовые протесты православных христиан против намерения пустить в прокат кощунственный фильм режиссера Алексея Учителя «Матильда».

Есть все основания полагать, что выступление Владимира Путина на данную тему не является спонтанным, а лежит в контексте ведущейся руководством страны работы. Так, 9 ноября первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко провел встречу с рядом деятелей культуры, включая Константина Райкина, на которой обсуждались вопросы цензуры. А 14 ноября с представителями «культурной элиты» встретился спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Глава комитета Госдумы по культуре режиссер Станислав Говорухин занят продвижением законодательных инициатив по борьбе с общественными протестами против богохульства, русофобии и пропаганды извращений. Они в том числе предполагают поправки к Уголовному кодексу (УК) и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) о дополнительных мерах ответственности «за осквернение объектов культуры».

Необходимо отметить, что протесты против кощунства для православного христианина являются необходимой частью его исповедания. В то же самое время индифферентность к подобным «культурным феноменам» является проявлением греховной теплохладности, являющейся согласно определению архимандрита Рафаила (Карелина) «перманентным предательством Христа в своем сердце».

Один из Отцов Церкви, святитель Иоанн Златоуст, указывает, что противодействие кощуннику - прямой долг христианина: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.
И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступления - одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане - хранители, защитники, правители и учители государства; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил».

Иными словами, для настоящего христианина в ситуации посягательства на его святыни никакого выбора нет - он обязан пресечь беззаконие даже под угрозой судебного преследования.

Отметим, что ряд деятелей культуры готовы предоставить православным «территорию, где культурные провокации не допустимы», например, храмы, кладбища и здания, принадлежащие РПЦ. То есть, они готовы оставить некоторые резервации, где не будут устраивать свои «культурные мероприятия», при условии, что христиане не станут проявлять общественную активность за пределами своих «гетто».

Однако, подобный подход верующих не устраивает, поскольку они считают своей территорией всю Россию, гражданами которой являются. И защиту людей от богохульства и безнравственности, видят одной из главных функций государства.

Неужели Владимир Путин, заявляя о намерении преследовать «по всей строгости закона» выступления против богохульников, фактически санкционирует гонения на православных?

Очевидно, что он не ставит перед собой такую цель и просто желает успокоить «мастеров культуры», но его слова в любом случае будут восприняты, как прямое руководство к действию.

«Культурная элита» прямо говорит, что именно она обладает критериями, которые вправе диктовать всей стране. И Президент фактически поддержал эти претензии, призвав деятелей культуры самим определить «грань между циничным оскорбительным эпатажем и творческой акцией».

Однако, участник встречи, кинорежиссер и гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров со свойственной ему прямотой усомнился в продуктивности этой идеи: «Я с трудом представляю, что мы самостоятельно смогли бы выработать какие-то критерии. В культуре работает такой народ, которому очень сложно договориться между собой».

Печально, что Владимиру Путину не пришло в голову пригласить к обсуждению критериев и тех, чьи интересы они могут затрагивать. Причем, не только православных, но и представителей других традиционных религий и светской общественности. Если учесть, что творческий поиск многих деятелей осуществляется за счет бюджета, участие в обсуждении тех, кто их оплачивает вполне логично.

Удивительно так же и то, что глава России до сих пор не нашел времени, чтобы встретиться поvимо деятелей культуры и с православной общественностью - простыми мирянами, прихожанами провинциальных храмов, с сельскими батюшками.

Напомним, что в ходе своей предвыборной кампании Владимир Путин, обещал, что защита христианства и традиционных ценностей станет основой проводимой им политики. Сделано это было в надежде получить поддержку православных, и он ее получил. А вот с выполнением президентского обещания, как мы видим, не все гладко.

Следует отметить и тот факт, что на организацию протестных акций против кощунственных, русофобских или порнографических выставок и спектаклей православных и патриотическую общественность вынуждает бездействие государства, которое не спешит или не желает защищать их права.

Встреча Владимира Путина с деятелями культуры говорит о том, что руководство страны считает приоритетными «право» ничтожного меньшинства навязывать остальной стране свои взгляды, часто не просто безнравственные, но и извращенно-паталогические.

За две тысячи лет Церковь знала немало гонений, за то что она свидетельствовала, что абсолютен только Бог, а не «незыблемый принцип свободы творчества», за то, что она обличала зло и называла мерзость именно мерзостью, а не «художественным приемом». И гонения только укрепляли ее, чего не скажешь о государстве такие гонения практикующие.

Во время упомянутой встречи Владимир Путин призвал «не раскалывать общество». И остается только надеется, что Президент России, чтобы не допустить этого, все же найдет возможность оградить российских граждан от оскорблений и посягательств на святыни в «культурном пространстве», пусть даже и ценой «ограничения свободы самовыражения».

В противном случае разговоры о стремлении к национальному единству будут банальным лукавством.
Борис Джерелиевский

общество, либералы, православные, культура

Previous post Next post
Up