Японские СМИ активно обсуждают размещение ракет на Курильских островах. В большинстве изданий Россия представлена страной, которая умышленно идет на конфронтацию с соседями. Надо понимать, именно с Японией. Действия России представляются как почти агрессия против мирной Японии.
Естественно, в свете предстоящего визита Путина в Японию этому моменту уделяется все большее внимание и обсуждение. Самураи против…
А между тем, ничего "внезапного" не случилось. Российские комплексы "Бал" и "Бастион", дислоцированные на островах, появились там "согласно плана". Утвержденного, заметим, не вчера.
Дивизион "Балов" размещен на Кунашире, а дивизион "Бастионов", соответственно, отправлен на Итуруп. Оба дивизиона вошли в состав сформированной ещё в 2014 году 72-й береговой ракетной бригады Тихоокеанского флота.
Более того, согласно заявлениям Министерства обороны РФ, в период 2017-18 годов в этом районе будет развернута новая дивизия береговой обороны. И дислоцироваться она будет на Чукотке. Именно такое заявление сделали представители МО РФ совсем недавно, 23 ноября этого года. Что тоже породило нешуточные вопли «с той стороны».
Сегодня многие либеральные политики предлагают развивать добрососедские отношения с Японией. Очень активно лоббируется тема заключения мирного договора с этим государством даже путем "маленьких" уступок. Всплыла тема "раздела" островов на «2 плюс 2».
Этакий вариант "и нашим, и вашим". Только лукавят наши либералы. Там не 4 спорных острова. Там более 20 спорных островов. Да, 4 крупных. Остальные и островами назвать сложно. Скалы, торчащие из воды.
Однако вокруг этих скал есть ещё и 200-мильная зона океана, которая тоже считается территорией острова. А это совсем "другой коленкор". Это реальная потеря и в экономическом и в политическом плане. Богатейшее Охотское море становится международным. Острова с 200-мильной зоной закрывают сейчас вход в это море.
В чем же причина активизации России именно в этом регионе? Почему мы вдруг озаботились обороной наших восточных рубежей? Ведь размещение комплексов перед визитом Путина в Японию явно не будет приветствоваться японской стороной. Может, не стоило размещать ракеты за три недели до визита?
А причина проста. Наш менталитет. Пресловутое "русские долго запрягают..." Ну, и наш традиционный "авось".
Кто из специалистов не знал о переносе приоритетов в военной доктрине США в Азиатско-Тихоокеанский регион? А ведь заявлено это было ещё до Барака Обамы.
Кто не видел практическое отсутствие реальной обороны на Чукотке, Сахалине и Курильской гряде? Мы гордо говорили, что там, на островах до сих пор "несут службу" закопанные в скалы танки «ИС»... Периодически, правда, восхищаясь ещё японскими береговыми укреплениями, которые сохранились с времен войны.
Мы надеялись на наш атомный подводный флот. Наши "стратеги" проекта "Борей" остудят любые горячие головы агрессора. И вдруг... «Вдруг» выяснилось, что база этих лодок уязвима! Ударная авианосная группа противника при атаке со стороны Тихого океана разнесет в клочья базу в Вилючинске! А там, кто не успел, тот опоздал...
Точно такая же ситуация и с нашим "добрым противником" Японией. Пока японцы мирно "сидели на пятой точке ровно". согласно своей конституции и концепции сил самообороны, воспринимать их как реальных противников было достаточно сложно. А что сегодня?
А сегодня в Японии есть армия. Не силы самообороны, а армия. Со всеми присущими функциями.
В Японии есть достаточно серьезный флот. Более того, с мая этого года японцы объявили о разрешении своей армии участвовать в боевых действиях вне страны.
Мы сделали "глупое лицо". Заявление нас не касается. Это против Китая. Основные "терки" именно там. Из-за спорных скал. На нас японцы не смотрят. Ой ли?
Территориальные споры Японии и с нами, и с Китаем - это очень серьезно. Это не поиски новых территорий для расплодившегося населения. Это контроль над Охотским морем (в нашем случае) или над Южно-Китайским морем (в случае с КНР). А в перспективе, в союзе с США, контроль над всем регионом.
Сегодня регион стремительно вооружается. Причем вооружение настолько заметно, что даже немногочисленные попытки рассказывать о мирной политике стран в этом регионе вызывают в лучшем случае саркастическую улыбку. Американцы, перебросившие в регион почти 70% своего подводного флота, мощнейшую группировку надводных кораблей с ракетами "Томагавк" и системами ПРО "Иджис", за мир...
Японцы, активно наращивающие свои морские, сухопутные и воздушные силы, оснащенные такими же системами, тоже за мир. Во всем регионе.
Китайцы, которые вынуждены реагировать на японские претензии на своих восточных границах и постоянно укрепляющие боевую мощь своих ВС, и понемногу отжимающие старые и строящие новые острова, - за мир...
Даже Северная Корея, которую ещё 5 лет назад называли чуть ли не страной "питекантропов", вдруг по опасности для США заняла место рядом с ИГИЛ, Россией, Китаем... И любой пуск ракет этой страной воспринимается как испытание какого-то "сверхоружия". А благополучная, экономически развитая Южная Корея при любой возможности "кричит" об опасности для себя с севера. Кричит даже при наличии американской поддержки и американского оружия.
В целом Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня представляет собой огромный "клубок змей" в одном флаконе. Территориальные претензии имеют практически все страны региона. Причем, претензии эти рождаются в горячих головах политиков чуть ли не ежедневно.
Мы бурно реагируем на появление в Европе каких-либо новых батальонов НАТО. Споры о нашей реакции на такие действия идут на самом высоком уровне. Реагируем, понимая, что эти прибалтийские или польские батальоны и бригады на самом деле пшик. Мы сосредоточились на европейском ТВД. А мир уже давно "играет" в другом месте. Центр мировой экономики сместился в Азию.
Сирия, Иран, Ирак, Турция - это решение мировой экономической проблемы с энергоносителями. Прежде всего с углеводородами. А вот проблемы с биоресурсами, с реальными производствами продукции решаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Мир стал понимать, что оказывается можно жить и без американского доллара. Без Лондонской биржи. Без Сити. Реальные производители уже не хотят кормить посредников на биржах и в банках. Они хотят получать за свою работу столько, сколько считают нужным. А не столько, сколько им выделят посредники. А это совсем другая модель мира.
Укрепляя свои восточные рубежи, Россия прежде всего показывает, что готова оборонять свои интересы в геополитике и экономике. Россия показывает, что готова оборонять! Я специально подчеркнул именно этот аспект. Просто потому, что именно из этих слов умный политик сделает вполне правильный вывод. К сотрудничеству мы тоже готовы. Но к сотрудничеству взаимовыгодному.
Предстоящая встреча Путина и японского премьер-министра Синдзо Абэ будет посвящена именно этому. В Ямогути (горячий курорт Японии, где будет проводиться встреча) Владимир Путин четко даст понять Синдзо Абэ, что выстраивание системы безопасности Японии не должны идти в ущерб российским интересам. А ракетные комплексы на островах просто четкий и не двусмысленный сигнал. Мы обороняемся! Но кто знает... Может эти комплексы будут работать и по-другому. Как это случилось с "Калибрами". Наука-то не стоит на месте.
Сегодня в тренде красивое "умное" слово - «транспарентность». Именно этой транспарентности требует от нас Запад. Мы должны стать как слеза ребенка. Открыты и прозрачны. Что же, давайте сыграем и в эту игру. Прозрачность? Ваш ход, господин Абэ. Делайте свою политику открыто. Тогда будет доверие и хорошие отношения. Мы не любим воевать. Но воевать у нас пришлось почти каждому поколению. Именно из-за транспарентности. Нашей транспарентности. И нам это стало надоедать...
Хорошо дружить с открытым забралом и свободными руками. Забрало не скрывает выражения глаз, а руками можно и обнять. Ну мы так почти со всеми стараемся. Но если собеседник что-то прячет за спиной, то как бы наличие дубины под рукой еще никому не мешало.
ПРО в Польше и Румынии против возможной агрессии Ирана? Пожалуйста. А мы на Чукотке очень боимся агрессии со стороны Новой Гвинеи. Там вон людей до сих пор поедом едят. Поэтому воткнем там что-то не менее эпохальное, чем система ПРО, но, возможно, более действенное.
Самураи против… Что ж, харакири как последний довод в этом контексте был бы хоть и странен, но понятен. Наше желание в плане безопасности и нежелание расставаться со своим тоже нужно понимать. Вот только самураям этого не хочется. А хочется островов как максимум и беззащитных территорий как минимум.
Можно понять и самураев. Вот только надо ли?
Александр Ставер