16 марта 1921 г., ровно 95 лет назад, в Москве был подписан Договор о «дружбе и братстве» между правительством Великого национального собрания Турции и Советом народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В историю он вошел также как Московский договор между Россией и Турцией. На долгие десятилетия именно этот договор определил государственные границы между двумя странами в Закавказье. В принципе, современная политическая карта Закавказья является следствием Московского договора 1921 г., поскольку уже тогда были определены границы закавказских республик и автономных образований.
Первая мировая война привела к серьезнейшим изменениям политической карты мира. Вследствие распада трех империй - Российской, Австро-Венгерской и Османской - на карте мира появился целый ряд новых суверенных государств. Их появление сопровождалось пограничными конфликтами, территориальными спорами и локальными войнами. Не стало исключением и Закавказье, расположенное на стыке распавшихся Российской и Османской империй и находившееся в спектре геополитических интересов не только Советской России и Турции, наследовавших распавшимся империям, но и Великобритании и США. Когда 30 октября 1918 г. Турция подписала Мудросское перемирие со странами Антанты, ей было предписано освободить от присутствия турецких войск Закавказье и вернуть границы турецкого государства в состояние до 1878 года. Однако, учитывая, что на территории бывшей Карсской области проживало многочисленное тюрко-мусульманское население, британские власти дали «добро» на создание так называемой «Республики Юго-Западного Кавказа». В ее состав должны были войти населенные тюркским и мусульманским населением земли Карсской области, Батумской области, Ахалкалакского и Ахалцихского уездов Тифлисской губернии, Нахичеванского, Сурмалинского, Шарур-Даралагёзского и западной части Александропольского уездов Эриванской губернии.
Когда в сентябре 1919 г. в Сивасе был сформирован Представительный комитет во главе с турецким патриотом генералом Мустафой Кемалем, взявший курс на национальное освобождение Турции, Великобритания приняла ряд важных решений. Во-первых, 8 апреля 1920 г. Батумская область была объявлена особой территорией, находящейся под охраной Лиги Наций. В регионе разместились британские, французские и итальянские войска. Во-вторых, спустя два дня, 10 апреля 1920 г., британские власти объявили о ликвидации Республики Юго-Западного Кавказа, а территория последней была передана Республике Армения. Тем временем, 26 апреля 1920 г. председатель президиума Великого Национального Собрания Турции (ВНСТ) генерал Мустафа Кемаль обратился к председателю Совета Народных Комиссаров РСФСР В.И. Ленину с предложением об установлении дипломатических отношений между Турцией и Советской Россией и с просьбой оказать Турции всестороннюю помощь в борьбе за национальную независимость. Поскольку все державы Антанты в тот период были фактически врагами строящейся турецкой государственности, а старый союзник османов Германия, поверженная в Первой мировой войне, сама находилась в сложном политическом и экономическом положении, Советская Россия рассматривалась Мустафой Кемалем как единственная страна, способная оказать поддержку молодой Турции. Вслед за обращением Мустафы Кемаля к Ленину, Москву посетили народный комиссар иностранных дел правительства Великого Национального Собрания Турции Бекир Сами и его заместитель Юсуф Кемаль, которые 24 июля провели встречу с народным комиссаром иностранных дел РСФСР Г.В. Чичериным. Тем временем, державы Антанты пытались всеми силами укрепить свое влияние в Закавказье. Так, союзники приняли решение об установлении границ между Турцией и Арменией путем обращения к арбитражу президента США Вудро Вильсона.
Естественно, что это не устроило турецкую сторону, которая опасалась отхода значительной части восточных земель под власть Армении. В сторону турецко-армянской границы была направлена Восточная армия генерал-лейтенанта Кязым-паши Карабекира (на фото). Одновременно Батумская область командованием союзных войск была передана Грузии. Однако к этому времени части Красной Армии уже развернули наступление на закавказские республики. 28 июля - 1 августа 1920 г. был занят Нахичеванский уезд. 14 августа 1920 г. делегацию Турции принял лично Владимир Ильич Ленин, после чего 24 августа было подписано соглашение о сотрудничестве РСФСР и Турции. Советская Россия обещала оказать турецкой стороне финансовую, материальную и военную помощь, причем сумма финансовой помощи достигала 10 млн. золотых рублей.
10 августа 1920 года в пригороде Парижа Севрe между представителями султанского правительства Османской империи, которое уже не обладало реальной властью в Турции, и странами Антанты был подписан Севрский мирный договор. В соответствии с договором, Турция признавала государственный суверенитет Республики Армения, а вопрос о государственной границе по-прежнему отдавался на арбитраж Вудро Вильсона. Ни правительство Великого Национального собрания Турции, ни Совет Народных Комиссаров РСФСР не признали Севрский мирный договор. 18 сентября армянская армия попыталась перейти в наступление, однако понесла серьезные потери от турецких войск. За десять дней турки смогли захватить ряд стратегически важных населенных пунктов и вынудили правительство Армении обратиться за помощью ко всему миру. Но даже Грузия предпочла объявить о своем нейтралитете в турецко-армянском конфликте. В результате 30 октября 1920 г. турецкие войска заняли Карс. Командующий Восточной армией Турции генерал-лейтенант Кязым-паша Карабекир обратился к командованию армянской армии с требованием передать Турции коммуникации в районе Александрополя. Армянское командование было вынуждено согласиться с требованиями турецкой стороны и отвести войска.
7 ноября 1920 г. турецкой армией был занят город Александрополь. Генерал Карабекир вновь обратился к армянскому командованию - на этот раз, с требованием отвести армянские войска далее на восток и, сверх того, передать турецкому командованию значительное количество вооружения, боеприпасов и лошадей. Отказ армянской стороны удовлетворить требования турецкого командования повлек за собой возобновление боевых действий. 12 ноября 1920 г. турецкие войска были готовы к наступлению на Эривань. Турецкое командование вынудило армянское руководство подписать декларацию об отказе Армении от Севрского договора. Практически две трети довоенной территории Армении оказались под контролем турецких войск. Одновременно с происходящими переговорами на территорию Армении вошли части 11-й армии РККА РСФСР. Они поддержали восстание армянских большевиков, поднятое 29 ноября против правительства республиканской Армении.
В ночь на 3 декабря 1920 г. в Александрополе армянская делегация подписала мирный договор с турецкой стороной. В соответствии с текстом договора, под контролем армянской стороны оставались лишь небольшие территории в районе Эривани и озера Севан (турецкое название - Гокча). Что касается Карсской области, Александропольского и Сурмалинского уездов, то они передавались под управление Турции. Однако уже 10 декабря 1920 г. Совет Народных Комиссаров Армянской ССР, созданной большевиками Армении при поддержке РККА РСФСР, отказался признавать заключенный в Александрополе мирный договор и потребовал новых переговоров с Турцией. Требование было поддержано Советской Россией, которая также предложила турецкому руководству перейти к новым переговорам.
Нарком иностранных дел РСФСР Г.В. Чичерин потребовал от турецкой стороны передачи в состав Армении всех областей, входивших до 1914 г. в состав Российской империи, а также часть областей Вана и Битлиса. Но Мустафа Кемаль от предложения советской стороны отказался, в ультимативной форме заявив, что Турция не собирается уступать ни малейшего клочка своей земли. В Турцию для продолжения переговоров были направлены видные большевики Нестор Лакоба и Ефрем Эшба. Серьезное изменение политической ситуации в регионе произошло после того, как 25 февраля 1921 г. части Красной Армии РСФСР вошли в Тифлис. На территории большей части Грузии была провозглашена Грузинская ССР со столицей в Тифлисе. Власти Республики Грузия были вынуждены отступить на территорию Батумской области. 11 марта 1921 г. турецкие войска, вторгшиеся в начале месяца в Батумскую область, заняли Батум.
Пока Красная Армия и турецкие войска занимали территорию Грузии, в Москве происходили не менее значимые политические события. 26 февраля 1921 г. была открыта Московская конференция. 16 марта 1921 г. народный комиссар иностранных дел СССР Георгий Чичерин и член ВЦИК Джелал Коркмасов с советской стороны, народный комиссар иностранных дел Турции Юсуф Кемаль-бей, Али Фуад-паша и Риза Нур-бей с турецкой стороны, подписали Договор «о дружбе и братстве» между Советской Россией и Турцией. Российско-турецкий договор состоял из 16 статей и 3 приложений. Стороны признавали отказ от всех предыдущих договоров как не соответствующих интересам обоих государств. Согласно договору, бывшая Карсская область, южная часть Батумской области, Сурмалинский уезд Эриванской губернии с горой Арарат входили в состав Турции. Северная часть Батумской области с городом Батумом входили в состав Грузинской ССР, но при этом местное население получало широкую автономию (значительную часть населения региона составляли исламизированные аджарцы, об интересах которых беспокоилось турецкое правительство), а Турция - значительные торговые привилегии. На территории Нахичеванского уезда Эриванской губернии образовывалась автономия под управлением Азербайджанской ССР, при этом Азербайджан брал на себя обязательства не уступать данную территорию «третьей стороне» (подразумевалась Армения, на границе которой и формировался Нахичеванский анклав). Таким образом, именно в соответствии с Московским договором и были установлены государственные границы советских республик с Турцией.
Позже Советский Союз пытался пересмотреть пункты Московского договора. Этому стремлению предшествовала враждебная политика Турции в отношении советского государства в годы Второй мировой войны. Поскольку Турция к тому времени поддерживала хорошие отношения с Германией, советское руководство рассматривало Анкару как потенциального союзника Берлина и опасалось вступления Турции в войну против Советского Союза в Закавказье. Поэтому в регионе находились значительные силы РККА, которые, соответственно, не использовались на фронте против гитлеровцев. Получается, что Турция, не принимавшая участия в войне, фактически оттягивала на себя значительную часть советских вооруженных сил. Когда гитлеровская Германия потерпела поражение, И.В. Сталин пытался поднять вопрос о пересмотре советско-турецких границ. К союзному руководству с просьбами о пересмотре границы обращалось руководство Армянской ССР, которое выступало за возвращение границ на состояние 1914 года. Армения претендовала на бывшую Карсскую область и на Сурмалинский уезд бывшей Эриванской губернии, вошедшие по Московскому договору 1921 г. в состав Турции. Свои претензии к Турции имела и Грузинская ССР, которая хотела присоединить южную часть Батумского округа и Артвинский округ бывшей Батумской области, а также Ардаганский и Ольтинский округа бывшей Карсской области. Началась даже подготовка общественного мнения к возвращению этих территорий - так, в 1949 г. грузинский писатель Илья Мосашвили написал пьесу «Потопленные камни», в которой повествовалось о национально-освободительной борьбе грузинского населения, проживающего на территории Турции. За эту пьесу Мосашвили получил Сталинскую премию 2-й степени. Грузинское руководство рассматривало и возможность присоединения к Советскому Союзу Лазистана - исторической области, населенной лазами - одним из грузинских народов. Однако западные державы не поддержали претензии Советского Союза к Турции, опасаясь роста влияния СССР в переднеазиатском регионе. Турция стала членом формировавшегося агрессивного блока НАТО и превратилась в важнейшего стратегического партнера США и Великобритании в регионе. 30 мая 1953 года, после смерти И.В. Сталина, Министерство иностранных дел СССР официально заявило об отсутствии территориальных претензий к Турции.
Автор Илья Полонский