1 января Федеративная Республика Германия сроком на год стала председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), сменив по ротации Сербию. ОБСЕ была основана в 1975 году на состоявшемся в финской столице Хельсинки Совещании по безопасности и сотрудничестве в Европе. В организацию входят 57 государств. Помимо стран Европы, это США, Канада, республики бывшего СССР и Монголия. Первый раз ФРГ председательствовала в ОБСЕ в знаковом для россиян 1991 году. Социологи считают: поколения в стране обновляются за двадцать пять лет. Значит, сменилось целое поколение немцев, прежде чем Германия снова официально возглавила европейскую политику безопасности и сотрудничества.
Немцам пока не удается конвертировать региональный успех в глобальный
За прошедшие четверть века изменилась и сама ФРГ. Она объединилась с восточными землями бывшей ГДР и стала играть ведущую роль в региональной политике стран Европейского союза. Место, занятое Германией в ЕС, обусловлено в основном её сильной экономикой. Влияние же ФРГ на глобальные политические процессы в значительно меньшей степени соответствует её возможностям.
Причин тому несколько. Главная из них - ограниченный суверенитет Германии. Она по-прежнему находится под контролем американской и британской армий. Сегодня в ФРГ на десятках военных баз с мощными вооружениями и современными арсеналами квартируют 24 тысячи военных из США и 13 тысяч из Великобритании. И хоть теперь их не называют оккупационными силами, военное присутствие стран-победителей прямо влияет на принятие решений немецкими руководителями. Действия, с оглядкой на старших партнёров, не добавляют авторитета германской политике, а лишь подчёркивают её зависимость от США и некую вторичность.
Со временем при решении мировых проблем американцы стали приглашать немцев для участия в различных дипломатических форматах. ФРГ, например, входит в шестёрку стран, занятых иранской проблемой. Но и здесь Германии не удалось сказать своё самостоятельное слово, проявить инициативу, которая нашла бы поддержку в мировом сообществе.
Справедливости ради надо отметить, что немцы делали попытки конвертировать свой успех в экономике и региональной политике в международный авторитет. Пока неудачно. Не далее, как в минувшем октябре, после начала операции российских Воздушно-космических войск в Сирии, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер побывал с визитами в Саудовской Аравии, Иране и Иордании. В этой поездке Штайнмайер представил германское видение разрешения сирийского кризиса и проблемы ближневосточных мигрантов. Но не был услышан собеседниками.
В большей степени влияние Германии проявилось в так называемом «нормандском формате» по Украине, где участвуют также Россия и Франция. Однако и здесь роль ФРГ достаточно противоречива. Ведь немецкие политики поспособствовали эскалации украинского кризиса. Они побывали и у микрофонов скачущего Майдана, и в переговорных комнатах правительственных апартаментов. Тот же Франк-Вальтер Штайнмайер посредничал при заключении соглашения президента Украины и оппозиции. Даже выступил гарантом соблюдения достигнутых договорённостей. На деле всё вылилось в государственный переворот.
Штайнмайер потом будет говорить, что соглашение провалилось из-за бегства с Украины президента Януковича, но даже это весьма спорное утверждение не прибавляет веса его сомнительным гарантиям. Вдобавок переговоры в нормандском формате оставили чувство, что за спиной германских участников просматривается тень их заокеанских партнёров. На это, прежде всего, указывает факт, что самые важные встречи руководителей Германии, России, Украины и Франции открывались поздно вечером, когда за океаном, в Вашингтоне, начинался рабочий день. Замечены наблюдателями и телефонные консультации с необъявленными адресатами. Словом, до роли глобального политического игрока Германия пока не дотягивает.
Германия пишет Россию чёрными красками
Отсутствие влияния на международные отношения Германия пытается компенсировать противостоянием с Россией. Нельзя сказать, что это совсем уж перекликается с известной басней Крылова, но попыткой бодаться с нами на равных немцы укрепляют авторитет Германии в Европе и поднимают самомнение нации. Примером тому разнузданная пропаганда в местных СМИ. Перед новым годом политолог Андреас Умланд договорился в издании Zeit Online до того, что назвал Россию «второсортно-индустриальной» страной, которая считает «себя сегодня вправе поучать другие государства в вопросах традиционализма и преемственности».
Прежде всего, уточним положение России в мире. Она устойчиво занимает место в десятке самых сильных экономик. По валютным резервам Россия - седьмая, по запасам золота - шестая, по номинальному размеру валового внутреннего продукта (ВВП), оцениваемого в долларах США, - девятая, по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, - шестая. Последний показатель взят из рейтинга Международного валютного фонда, который отвел России шестое место - сразу вслед за Германией, занявшей пятую строчку. Всемирный банк в своих расчётах по итогам 2014 года оценил наши страны по-другому и поставил Россию пятой в рейтинге, а Германии отвёл только шестое место.
Обычный бюргер может и не знать таких экономических подробностей, поэтому легко проглотит лукавые оценки ангажированного политолога. Наверное, впечатлит немецких читателей и главный вывод Умланда, что Российская Федерация - «не заслуживающий сочувствия аутсайдер в глобальной политике, где все происходит под диктовку Соединенных Штатов».
Редакция Ино ТВ, что называется, прихватила за язык зарвавшегося политолога и заставила его прокомментировать свою статью в Zeit Onlinе. Перед зрителями Ино ТВ Умланд вынужден был оправдываться, что «второсортность» относится не к нации, а к индустрии, а в действительности российские ученые, артисты, писатели, инженеры и т.д. могут многому научить Запад и остальной мир. Но, как видим, из оценок авторитетных международных финансовых организаций, с «индустрией» немецкий политолог тоже дал большую промашку.
Zeit Onlinе не стал утруждать себя публикацией пояснений Умланда иностранной аудитории. Зачем вводить путаницу в умы немецких читателей? За годы правления канцлера Меркель они уже привыкли к крайне негативным оценкам России, которыми заполняют медиапространство германские СМИ.
Примеры тому можно встретить на каждом шагу. Вот предновогодний выпуск интернет-сайта газеты Die Welt спешит с выводом, что в 2016 году экономика России «грозит сорваться в штопор». Апокалиптический прогноз газеты строится на оценках главного экономиста российского офиса Bank of America /Merrill Lynch Владимира Осаковского. По его мнению, если цены на нефть в 2016 году поднимутся до 50 долларов за баррель, экономика России выйдет на нулевые показатели роста. Если же она будет колебаться в районе отметки 40 долларов, следует ожидать падения ВВП в 1,5 процента.
Только очень большое воображение журналистов Die Welt могло на основании обычного вариативного прогноза сделать сенсационный вывод об обрушении российской экономики. Зато этот пассаж вполне встраивается в тенденцию немецких СМИ писать Россию чёрными красками. И это уже дало свои плоды. В прошлом году в Германии не раз проводили опросы об отношении к русским. Исследование центра Pew и Фонда Бертельсмана, например, показало, что за прочные связи с Россией теперь выступают только 15 процентов немцев. Институт Алленсбаха изучил настроение в обществе по поводу антироссийских санкций. За их отмену или ослабление высказались 21% опрошенных, 39 % считают, что санкции должны быть сохранены, 19% - ужесточены.
Штайнмайер посчитал Россию стороной в украинском конфликте
Между прочим, прорывы в международной политике происходят исключительно на почве взаимопонимания и сотрудничества, а не разобщения и вражды. Сегодня у возглавившей ОБСЕ Германии есть шанс к своим экономическим результатам прибавить опыт разрешения международных проблем. Франк-Вальтер Штайнмайер, занявший офис председателя организации, заявил, что главной темой ОБСЕ в 2016 году должно стать урегулирование кризиса на Украине. Он выступил за продление перемирия в Донбассе, выразил надежду, что противоборствующие стороны предпримут другие сложные шаги для реализации Минских соглашений, проявят готовность «найти конструктивные решения, которые помогут преодолеть кризис и разрядить конфликт в долгосрочной перспективе».
Эти вполне здравые намерения покончить с войной в центре Европы Штайнмайер окрасил новыми акцентами: «Я решил не ослаблять наши усилия в посредничестве между Москвой и Киевом в «нормандском формате» и в настоящее время также использую председательство Германии в ОБСЕ в этом направлении».
Впервые глава МИД ФРГ назвал причиной войны на востоке Украины не антитеррористическую операцию против не принявших переворот дончан, а конфликт Москвы и Киева. Попытки сделать Россию стороной конфликта предпринимались раньше американцами. Теперь свою лепту решила внести Германия. Такая позиция не принесёт немцам ни лавров, ни результатов. ОБСЕ и так компрометировала себя потаканием нынешней киевской власти. Так было в истории с малазийским самолетом, отводом в тыл тяжелых вооружений, обменом пленными. Теперь, судя по заявлению Штайнмайера, ОБСЕ будет искать мир для Украины в Москве, а не в Донбассе и Киеве и по-прежнему закрывать глаза на то, что творят в стране нынешние украинские власти.
Как бы то ни было, для Германии наступил момент истины: сможет ли она быть влиятельным государством в международных отношениях или так и останется на подпевках в хоре проводников американских интересов? Для этого нового качества - ведущего игрока мировой политики - мало иметь сильную экономику, нужно ещё быть самостоятельной страной в делах. Первый ответ на этот вопрос будет дан на заседании ОБСЕ в Вене 14 января, когда Франк-Вальтер Штайнмайер представит программу председательства Берлина в 2016 году.
Автор Геннадий Грановский