В мире больше не слушаются Америку, считают некоторые эксперты. По крайней мере, от былого повсеместного повиновения заокеанскому гегемону мало что осталось. Азия, Ближний Восток, да и Европа научились игнорировать указания «вашингтонского обкома». Похоже, Соединённые Штаты вот-вот утратят статус ведущей мировой державы. И вот самый главный вопрос: что делать в такой ситуации США?
На эту тему рассуждал в издании «The Nation» Майкл Клэйр (Michael T. Klare).
Оглянитесь вокруг, советует автор. Нетрудно сделать вывод о том, что сверхдержава по имени Соединённые Штаты идёт к упадку. Уже и Европа, и Азия, и Ближний Восток научились игнорировать диктат Вашингтона, а то и противостоять ему. «Россия отказывается свернуть свою поддержку вооружённых сепаратистов на Украине; Китай не собирается отказываться от своих островных строительных усилий в Южно-Китайском море; Саудовская Аравия не желает одобрять посредничество США в ядерной сделке с Ираном; «Исламское государство» отказывается капитулировать перед лицом американских военно-воздушных сил», - пишет аналитик. «Что в условиях такого неповиновения должна предпринять сверхдержава?»
Этот вопрос вовсе не представляется автору статьи «мелочью».
Уже многие десятилетия, со времён окончания Второй мировой войны, планета ощущает «объятия» мирового господина - США. В те годы Вашингтон взял на себя ответственность «за сопротивление советской экспансии». Позднее, когда СССР развалился, США взяли на себя ответственность за борьбу с целой серией международных угроз.
В годы холодной войны предполагалось, что две сверхдержавы всегда будут сражаться за мировое господство. Однако СССР «совершенно неожиданно» распался. И американские стратеги начали представлять себе мир, в котором заправляет «единственная сверхдержава». В соответствии с этой новой перспективой в администрации Джорджа Буша-старшего приняли долгосрочный план, предназначенный для сохранения нового статуса США на неопределённый срок. В документе под названием «Defense Planning Guidance for Fiscal Years 1994-99» было сказано, что первейшая цель США в мире - предотвратить повторное появление нового конкурента.
Буш-младший продолжил дело своего отца, устроив на планете «разрушительный региональный пожар». Пожар этот погасить не удалось; он продолжает шириться и распространяться и по сей день. Появилось и сомнительное оправдание деятельности Буша: это, мол, цена, которую пришлось заплатить США за сохранение статуса единственной сверхдержавы в мире.
Однако умные историки знают, к чему приходят такие державы в результате непродуманной политики, - к «имперскому перенапряжению».
Вашингтон действительно вот-вот лопнет от натуги. Он истощён бесконечными войнами, казна его оскудела. Ну, а крупные и региональные державы (Китай, Индия, Россия, Иран, Саудовская Аравия и Турция) тем временем наращивает свои экономические и военные силы и уже начинают оспаривать доминирование США во многих районах земного шара. Администрация Обамы пытается в том или ином виде ответить на все вызовы, к примеру, на Украине, в Сирии, Ираке, Йемене и Южно-Китайском море, но, похоже, не преуспевает.
При этом Белый дом не выказывает ни малейшего желания отказаться от роли единственной сверхдержавы на планете. Президент Обама твердит, что «Соединённые Штаты остаются единственной незаменимой нацией… это было верно для прошлого века, и это будет верно для века будущего».
Аналитик сравнивает Обаму с цирковым канатоходцем, который не только идёт по канату, но ещё и ухитряется жонглировать шариками. Такие трюки эксперт находит рискованными. Впрочем, остановиться жонглёр тоже не может: это ещё опаснее. Полное отрицание американской гегемонии не представляется Клэйру выходом.
Есть особенная точка зрения, согласно которой Америка демонстрирует миру не глобальный экономический рост, но мощную политическую волю: готовность говорить и действовать жёстко. Именно первое в сочетании со вторым, а не только первое (говорить).
Среди «самых громких» проповедников идеи «жёсткой силы» известен сенатор Джон Маккейн, председатель комитета Сената по вооружённым силам и «стойкий критик президента Обамы».
По его мнению, уступать Путину значит проявлять недопустимую слабость. Сенатор считает, что единственный способ предотвратить агрессивное поведение России и других противников США - это «восстановить доверие к Соединённым Штатам как мировому лидеру». Это в теории, а на практике упомянутый Маккейн предлагает «вооружить украинцев и сирийцев, выступающих против Асада, усилить присутствие НАТО в Восточной Европе…» Также Маккейн готов не допустить реализации стратегии Ираном и сразиться с «ИГ».
Воинственные заявления делают и другие политики. Кандидаты в президенты США торопятся высказаться на военную тему. Сенатор Марко Рубио пообещал превратить США в сильнейшую военную державу в мире и сорвал аплодисменты публики. Скотт Уокер тоже заработал овации, пообещав устроить войну с международными террористами: «Я хочу быть таким лидером, который готов принять бой с ними, прежде чем они начнут бой с нами».
В такой «перегретой среде», отмечает автор, президентская кампания 2016 года наверняка будет переполнена призывами кандидатов к увеличению военных расходов. Также кандидаты будут призывать занять более жёсткую позицию по отношению к Москве и Пекину. Будут выступать они и за расширение военного присутствия на Ближнем Востоке. Независимо от личных взглядов, Хиллари Клинтон тоже должна будет влиться в общую струю.
«Иными словами, тот, кто перешагнёт порог Овального кабинета в январе 2017 года, как ожидается, «получит в руки палку, находясь на гораздо менее устойчивой планете». И люди станут свидетелями запуска ещё более разрушительных интервенций, в которых будет использована большая, чем прежде, военная сила.
Реализация подобной «ястребиной» стратегии (вроде той, что желает проводить Джон Маккейн) на практике чревата катастрофическими последствиями. Тот, кто считает, что часы можно запросто повернуть на 2002 год, когда сила США «находилась в расцвете», а вторжение в Ирак ещё не исчерпало американское богатство, «несомненно, бредит». Китай стал куда более сильным, нежели 13 лет назад, Россия в значительной степени оправилась от спада после холодной войны, Иран и другие державы приобрели значительно большую свободу действий в «неурегулированном мире». В таких условиях агрессивная игра мускулами Вашингтона «скорее всего приведёт лишь к бедам и унижению», считает эксперт.
Пришло время прекратить притворство, считает автор. И ответить на вопрос: что делать в таких условиях сверхдержаве?
Вашингтону следует «перестать делать вид» и принять реалистическую повестку дня. Вашингтон должен сосредоточиться на «сожительстве» с Россией, Китаем и Ираном и устранить свои разногласия с ними, с тем, чтобы не породить на планете «катастрофические региональные огненные бури».
Белому дому следует играть на опережение кризисов. К примеру, Кристофер Лэйн предлагает Вашингтону постепенно «сдвигать позиции»: уменьшать численность военного контингента за рубежом, уменьшать число баз на планете, сокращать военные расходы, больше полагаться на союзников и всё больше средств вкладывать внутри страны, восстанавливая разрушающуюся инфраструктуру.
Но способны ли американские политики на это?
Чтобы такой сценарий был воплощён в жизнь, политикам следует сначала отказаться от притворства. Они должны признать, что Соединённые Штаты не будут единственной мировой сверхдержавой. Смогут ли политики проглотить горькую пилюлю? Особенно некоторые кандидаты-республиканцы? Если не смогут, то планете грозит в будущем ещё больше непродуманных военных авантюр за рубежом. А затем придёт для США час расплаты…
* * *
Как нам думается, американские политики не способны прекратить притворство и тем более не способны отказаться от веры в «незаменимость» и «исключительность» американской нации. Точнее, американского государства - поскольку войны и цветные революции за рубежом развязывает вовсе не американский народ. Это делают правительства - как республиканские, так и демократические.
Доказательством неизменности политики Белого дома стало заявление Б. Х. Обамы, сделанное в рамках саммита G7 в Эльмау: «Мы намерены обсудить общее будущее - глобальную экономику, которая создаёт рабочие места и возможности, сохранение сильной и процветающей Европы, формирование нового трансатлантического торгового партнёрства, противостояние российской агрессии в Украине, борьбу с различными угрозами - от насильственного экстремизма до изменений климата».
В этом списке не хватает только строительства «Звезды смерти», блицкрига в соседней галактике и покорения Вселенной. На одном из этих пунктов Белый дом непременно надорвётся.
Олег Чувакин