Оригинал взят у
putnik1 в
НАПРАВО ПОЙДЕШЬ, НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ
Я смотрел фильм и думал, что большинство израильтян подспудно всё знают про оккупацию. Опросы показывают, что большинство желает её окончания. Официально правительство якобы желает решения вопроса в рамках двух государств. Однако израильская политическая система больше не способна выдвинуть решительных лидеров, способных заботиться о чем либо, кроме сохранения собственной власти. А ещё я думал, что не бывает так просто - мы были там сорок лет, мы принесли людям много горя, мы совершали там страшные вещи, а теперь окончим оккупацию, скажем через мегафон: «Все свободны, всем спасибо», и все проблемы решатся. Палестинцы куда-то денутся, а мы заживём припеваючи у самого синего моря. Ведь так бывает только в сказке.
Думается, этот материал заинтересует и тех, кто симпатизирует Израилю, и тех, кого само слово "Израиль" вводит в состояние боевого безумия, и тех, кому Израиль без разницы, но интересны перспективы развития событий на Ближне Востоке. Тем паче, что автор текста, по израильской шкале, такой левый (в смысле, либеральный и общечеловечный), что дальше, видимо, уже и некуда. То есть, добрый голубь, а не злой ястреб. Как, впрочем, и начальники Общей службы безопасности, о которых он говорит. Парадокс, конечно, но так оно и есть: эти суровые мужики, - по жизни, чистые ястребы, - умеющие убивать хоть промокашкой и в рамках службы совершенно не стеснявшиеся методов, тем не менее (как подавляющее большинство израильтян с "родословной"), тоже сизые турманы: арабов за alliens не считают, совсем наоборот, и более всего хотели бы найти хоть какой-то вариант выхода из ситуации, безысходность которой очевидна...
На самом деле, повальное "полевение" Израиля в начале последнего десятилетия ХХ века случилось не с бухты-барахты, и грянувший вслед за ним разворот туда же "правых", типа Шарона, тоже. Просто всем стало очевидно, что линейного решения проблема не имеет. То есть, арабы никуда не денутся, а убедить их жить дружно в рамках имеющихся реалий никакой возможности нет. Отсюда и курс на "деоккупацию", в частности, полный, безоговорочный, с вытаскиванием нежелающих за руки-за ноги и конной полицией, рубящей дубинками наотмашь, уход из сектора Газа. Который, как известно, ни к чему не привел. Ни одного еврея в Газе нет, но ненависть никуда не делась, "Кассамы" как летели, так и летят, а затраты на поставки воды и энергоресурсов только растут. Но, правда, расходы на содержание войск стали меньше.
При этом, несмотря на эвакуацию из Газы не только евреев, но и памяти о них, "оккупация" продолжается. Причем, если Восточный Иерусалим (включая Святой Город) официально аннексированы (то есть, являются территорией Израиля), на т.н. Западном Берегу еврейские поселения, - большое по тамошним меркам город Ариэльи несколько городков поменьше , - существуют, как ни крути, без вменяемого статуса. Они являются несомненным камнем преткновения, и как решать этот ребус, совершенно неяно. То есть, здравые предложения звучали: предлагалось, скажем, обменять Ариэль и прочее на т.н. "арабский треугольник" - три процветающих города с окрестностями, расположенные на "легальных" израильских землях.
На первый взгляд, это было разумно со всех сторон: Израиль, теряя чуть больше количественно, выигрывал бы, прирастя "еврейскими" землями и здыхавшись от "арабских", население которых все равно евреев, мягко говоря, не любит, а Палестинская Автономия, утратив немногое, получила бы взамен арабские территории с с неплохой инфраструктурой, и спрямила бы свои границы. Однако фигушки: категорически против размена выступили сами же арабы "треугольника", пригрозившие восстанием, если их насильно разжалуют из израильтян. Понять их несложно: обретя палестинские паспорта, они, живя где жили, мновенно утратят права на шикарную социалку и многочисленные пряники, которые имеют, будучи гражданами "сионистского образования", - и тем не менее, вопрос завис. Получить вторую Газу в центре страны Израилю никак не с руки.
А даже если случится дивное чудо и вопрос с т.н. Западным Берегом как-то решится, никуда не денется проблема Иерусалима: восточные районы его, Святой Город и поселки в "святых местах", совмем маленькие, но идеологически принципиально важные, ибо именно "возвращение к истокам" - и альфа, и омега обоснования права Израиля на существование. Иного просто нет, и на этом, за неимением лучшего, строили в свое время всю свою теорию ни в Бога, ни в черта, ни в бел-горюч камень не верившие, а верившие только в мотыгу, винтовку и социалистические идеалы Отцы-Основатели. Иными словами, отдать "святые места" означает поставить под сомнение всю конструкцию. Не говоря уж о том, что арабы Ост-Иерусалима, как и люди из "треугольника", евреев люто ненавидя, учинят мятеж при первом намеке на угрозу сменить паспорта на неизраильские.
Но если все-таки допустить вовсе уж невозможное, - полное возвращение к границам 1949 года (в конце концов, ведь жили же когда-то без Восточного Иерусалима и прочих "идеологических" привязок), - и покончить с оккупацией на 100%, по шпаргалке, составленной арабскими лидерами, финиша все равно не будет. Поскольку никуда не денется доставшаяся еще от самой первой войны "проблема беженцев". Вернее, их потомков уже во втором-третьем поколениях, живущих в лагерях для "перемещенных лиц" Газы, Ливана и Сирии. И тот факт, что ту самую "самую первую войну" начал не Израиль, - при всем том, что именно так оно и есть, - никакой роли не играет. Этот контингент для Дамаска, Бейрута, да и Газы совершенно лишний, уже полвека такая головная боль, что без решения этого вопроса мира быть просто не может. Да его, собственно, и нет: формально война, прерванная перемирием, все еще идет, а значит, все, что не входит в границы Израиля
на конец мая 1948 года, опять-таки (в понимании арабской стороны) "оккупированные территории". Никак иначе. Иными словами, вынь да положь весь почти еврейский Север, немалый кус еврейско-бедуинского Негева, абсолютно еврейский порт Ашкелон плюс (внутри страны) треть Хайфы и Яффо, то есть, значительную часть Тель-Авива.
Однако, - предположим, только предположим! - согласились. Но это будет значить, что все разговоры о "двух государствах для двух народов" сошли на нет. С какой стати? Ведь уже сейчас одно из имеющихся государства - Палестина (формально, автономия, но это мелочи), - от еврейского присутствия свободна, а вот второе, - Израиль, - двунационален и перспектив "моноэнизироваться" не имеет. То есть, у арабов "между рекой и морем" полтора государства, а у евреев половина. Правда, на этой половине они как бы главные, но, раз демократия, именно что "как бы", ибо арабы Израиля столь же полноправные граждане, сколь и евреи, но евреев (кроме энного числа религиозных) воспринимают как "понаехавших" и хуже того - "колонизаторов". Для которых выхода только два: либо "чемодан-вокзал-нафиг", либо "знайте свое место". А место при таком раскладе будет куда как незавидным, ибо, что бы ни подписывали приличные люди в галстуках, реальная жизнь грохочет не в кабинетах, а на улице, диктующей свои законы. Тем паче, что и "приличные в галстуках", реальные либералы, демократы и тэдэ, думают точно так же. Недавний казус с г-жой Самирой Ибрагим тому свидетельство.
Это логика.
Только логика.
Ничего кроме логики.
И в рамках этой логики "пряник" (очевидно) столь же не панацея, сколь не панацея (проверено) "кнут".
А все прочее, как верно отметил г-н Дорфман, убежденный стороннник "пряника", "бывает только в сказке". В настоящей, добавил бы я, не адаптированной сказке, где все страшное, - то есть, настоящее, - заботливо вычищенно редактором, чтобы не пугать детей. Варианты же, если и есть, лежат в сфере совсем иных, извините за выражение, дискурсов, уже вне пределов формальной, общепринятой на сегодня логики.