Мышеловка для Центральной Азии

Feb 27, 2013 12:58

Оригинал взят у werewolf0001 в Мышеловка для Центральной Азии
http://www.centrasia.ru/news.php?st=1360915140
В свое время СМИ отмечали небывалую активность американских геологоразведчиков в Афганистане. Десятки геологических партий избороздили эту страну вдоль и поперек, исследуя все, что можно исследовать. Еще до начала интервенции 2001 года сведения о богатейших запасах полезных ископаемых в Афганистане имелись не только в Москве, но и в Лондоне, и Вашингтоне. Однако это были предварительные оценки. Сегодня, когда завершающий этап операции "Несокрушимая свобода" подходит к концу, появились более точные результаты работыамериканских геологов. Они потрясают. В недрах Афганистана лежат запасы ценнейших ископаемых стоимостью почти в триллион долларов. Из них:

железа - на 421 млрд долл.,

меди - на 274 млрд долл.,

ниобия - на 81,2 млрд долл.,

кобальта - на 50,8 млрд долл.,

золота - на 25 млрд долл.,

молибдена - на 24 млрд долл.

Обширное афганское бездорожье становится предметом схватки мировых и региональных сил. Речь идет о строительстве новых железнодорожных транспортных коридоров. Кто первым сумеет договориться с афганским правительством о прокладке таких коридоров к портам на побережье Индийского океана, тот и получит преференции в разработке залежей. И похоже, ни одна сторона не намерена инвестировать в строительство горнорудных комбинатов в самом Афганистане - слишком непредсказуемая ситуация. Лучше выкопать и вывезти. По данным Института Центральной Азии и Кавказа, до последнего времени Афганистан вообще не имел железных дорог, за исключением двух очень коротких одноколейных веток на границе с Туркменистаном и Узбекистаном. Обе эти ветки были построены в советское время для доставки предназначавшихся для Афганистана грузов до перевалочных терминалов, находившихся в пограничных пунктах на туркмено-афганской и узбекско-афганской границе.

Главную роль в создании новой инфраструктуры играет объединение ЦАРЕС (Центрально-Азиатское региональноe экономическое сотрудничество), в которое входят 10 азиатских государств и которое нацелило свои планы на Афганистан. А решающее слово в этой структуре принадлежит Пекину.

Афганистан является членом ЦАРЕС, и таким образом КНР автоматически получает преимущества в дележе пирога. В октябре прошлого года был одобрен так называемый Уханьский План действий 11-й Министерской конференции ЦАРЕС. План действий предусматривает вложение более $23 миллиардов в новые региональные проекты по транспортной инфраструктуре вместе с инициативами в областях энергетики и торговли. В соответствии с планом на шести маршрутах определены шестьдесят восемь проектов, и подавляющее большинство из них относится к Афганистану. В том числе создание транспортных коридоров, связывающих порты на востоке КНР с транспортными узлами в Карачи и Гвадаре в Пакистане.

Другой участник ЦАРЕС, Узбекистан, приступит в 2013 году к прокладке нового 230-километрового отрезка железной дороги между Мазари-Шарифом и Андхоем на западе Афганистана. В соответствии с Планом действий этот отрезок является частью планируемой железной дороги, которая пройдет по маршруту Шерхан - Бандар - Кундуз - Хульм - Найбабад - Андхой - Герат и обеспечит транспортировку добытого сырья большей части разведанных месторождений.

Этот же план предусматривает постройку Таджикистаном к 2015 году 50-километровой железной дороги Колхозобод - Дусти - Нижний Пяндж, а также строительство Туркменистаном и Афганистаном 126-километровой железной дороги Атамурат - Ымамназар - Акина - Андхой, которая должна быть введена в строй также в 2015 году.

По данным Азиатского банка развития, афганская железная дорога протяженностью в 1100 километров будет выводить к границам со всеми соседними государствами.

Не стоят в стороне от железнодорожных проектов и США. Американцы активно работают в афганском Министерстве железных дорог, которое является центральным штабом планирования и разработки всей железнодорожной инфраструктуры страны. На днях в Вашингтоне был распространен доклад, подготовленный для Конгресса США аппаратом специального инспектора по проектам реконструкции в Афганистане (SIGAR). В докладе сообщается, что "Министерство обороны США оказывают Афганистану помощь в создании железнодорожной инфраструктуры, которая соединит его с соседними государствами Центральной Азии". Речь идет о создании Северного железнодорожного маршрута, который, открыв Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану выход на иранский порт Бендар-Аббас, предоставит им "новый железнодорожный коридор, свободный от влияния России и обеспечивающий такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было…" В докладе подчеркивается, что протяженность этого коридора "будет вдвое меньше маршрута, который традиционно используется этими странами и идет через Россию к побережью Балтийского моря".

Эксперт по Центральной Азии из Института международных исследований при Чарльзском университете в Праге Ян Шир, который является также научным сотрудником Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса в Вашингтоне, говорит по этому поводу: "Развитие транспортных сетей в Афганистане - это один из способов осуществить интеграцию Афганистана в более широкий региональный контекст, что имеет огромную важность в свете планируемого вывода союзных войск из Афганистана после 2014 года". Эксперт умалчивает лишь о том, что, включаясь в создание новой транспортной инфраструктуры в Афганистане, США "столбят" за собой значительную часть афганских природных богатств и стремятся свести к минимуму влияние России на эту страну.

Скорее всего, американские компании подождут вкладывать деньги в железнодорожные проекты до того времени, когда войска коалиции будут выведены из Афганистана и ситуация прояснится. А пока на этом поле активно действует Пентагон, стараясь "закольцевать" железнодорожные пути в обход России.

Казалось бы, для центрально-азиатских республик вполне логично иметь альтернативные пути выхода на мировые рынки, однако проблема заключается в том, что эту альтернативу для них и за них формируют США. Вспоминается фраза М.Тэтчер о "бесплатном сыре в мышеловке". Склонность к благотворительности никогда не значилась в числе отличительных качеств англосаксов, а, стало быть, отсечение центрально-азиатских государств от влияния России будет одновременно распространением на них американского влияния.

политика, деньги, Афганистан, Средняя Азия, деньги не пахнут, геополитика

Previous post Next post
Up