ИСТОРИЯ ВСЕПОЛЬСКОГО КАГАЛА...

Feb 26, 2013 09:32

Оригинал взят у nikolino в ИСТОРИЯ ВСЕПОЛЬСКОГО КАГАЛА...

ИСТОРИЯ ВСЕПОЛЬСКОГО КАГАЛА...
Мямлин Кирилл



Кто назвал польского короля Казимира «Мудрым», почему полькие монеты печатались на иврите, кто создал, управлял и развалил Речь Посполитую и почему случился «потоп» на Украине
У каждого человека есть свои симпатии и антипатии. С кем-то из окружающих он дружит, а кого-то терпеть не может. То же самое относится к странам и народам. Трудно найти государство, воевавшее с Россией чаще, чем Польша. В чем же причина этой многовековой ненависти? Так получилось, что будучи соседями, обе наши страны с самого начала претендовали на гегемонию на громадном пространстве. Уже в конце X века начались первые русско-польские войны из-за пограничных городов на территории нынешней Западной Украины. В начале следующего столетия польские войска вторглись уже непосредственно на территорию Киевской Руси, вмешавшись в войну междуЯрославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. Причиной этих войн была не только жажда подчинения новых территорий южнославянскими князьями, но и желание католической церкви вытеснить православную церковь. В формировании коллективного бессознательного этносов и народов одну из ведущих ролей играют религии, приверженность определенным конфессиям, но не только… Важную роль играют общины и этносы, входящие в состав населения.

Польша, Польское королевство не было моноэтническим государством, в него  входили славянские группы народов и не только. В XI-XII, XIII и в XV вв. прошли три волны миграции иудеев в Польшу, связанных, в начале, с одной стороны, с разгромом Хазарского каганата,  с другой стороны с началом религиозных гонений в Западной Европе; позднее - с предоставлением польскими королями, в частности, Болеславом Благочестивым (хартия 16 августа 1264 г.) и Казимиром Великим (привелей 1367 года, подтвержденный в 1456 г.), коммерческих и административных льгот иудейским выходцам из Германии.

О вреде коррупции и стяжательства
В начале прошлого тысячелетия, после падения Хазарского каганата, часть хазар, исповедовавших иудаизм иведущих активную переписку с единоверцами-сефардами в Испании, мигрировали в западном направлении. Практически в то же время, в противоположную сторону двинулось  большое количество их единоверцев-«кооператоров», переселенцев из Германии и Богемии, откуда их в XI-XII веках стали выгонять первые крестоносцы. Местом встречи стали южнославянские земли, расположенные на территории современной Польши. Здесь стал возникать клан кооператоров-«ашкенази». Рассказы о своих лишениях переселенцы подкрепляют существенными вливаниями в княжескую казну. Поэтому не случайно, что краковский князь Мечислав Старый в 1173 запрещает по отношению к ним всякое насилие, даже оборонное. Жадноватые польские правители надеялись с помощью вновь прибывших развить торговлю, промышленность и ремесла.

Утверждение местного духовенства, что это «слуги Дьявола, враги христовы» польские правители во внимание не принимают - деньги застилают глаза. Деньги - главное, к чему получают доступ «несчастные переселенцы»… И вот, практически сразу после прибытия «страдальцы» начинают… заведовать чеканкой монет. Польский князь Болеслав IV (1146-73) вверил чеканку и распространение монеты переселенцам-«кооператорам», а Казимир II (1177-94) разрешил наносить на монеты надписи… на иврите. На нем стали печататься и имена князей… Позднее Мешко III (1173-1202 с перерывами) отдал монетное дело в постоянную аренду «кооператорам», которые в последние два десятилетия ХII в. обладали монополией на чеканку монеты (ФРС получает своего предшественника). Теперь на иврите, наряду с именем короля, переселенцы начинают чеканить и свои собственные имена; иногда имя чеканщика занимает всю (!) поверхность монеты (например, на монетах «рабби Аврахама бен Ицхака Нагида»). Короли Пшемыслав I иII продолжали эту практику, и имена их монетных мастеров на иврите - Менахем, Я‘аков и Аврахам - чеканились на монетах. Позднее имена «кооперативных» чеканщиков исчезали с польских монет, однако они продолжали активно участвовать в их выпуске. В 1360 г. краковский монетный двор был передан Иорданису Левко (умер в 1395 г.), придворному банкиру Казимира III «Мудрого». При Сигизмунде I монетным делом с 1508 г. заведовал государственный казначей королевства, крещеный «кооператор» Аврахам Езофович(около 1450-1519 гг.), в 1509-18 гг. - управляющий казначейством (подскарбник) Великого княжества Литовского. В 1555 г. Сигизмунд II отдал монетное дело в Литве на откуп некоему «кооператору» из Вильно, а в 1560 г. откуп получили иудеи Феликс и Бородавка (символическое имя), вновь свои привилегии они получают в 1569 г.


Одновременно с этим в Польшу прибывают и «менеджеры кооператива», которые стали исполнять обязанности раввинов, канторов в синагогах и начальных учителей.

Первый польский правитель, который на основании особых законов весьма упрочил положение переселенцев и взял их под особую защиту, был князь Болеслав «Благочестивый», герцог Калишский. В 1284 этот«Благочестивый» Болеслав издал специальную грамоту, состоявшую из 37 статей. Грамота устанавливала, что в судебных делах свидетельство христианина против «кооператора» принимается лишь тогда, когда оно подтверждается показаниями «свидетеля-кооператора». Судебная власть над ними отныне в Польше принадлежит не общим городским судам, а лично князю, его воеводе или назначенному князем особому судье. За убийство или поранение «переселенца-кооператора» виновный в том христианин отвечает перед княжеским судом. Личность и имущество «кооператора» объявлены неприкосновенными. «Не понятно» почему, но запрещается взводить на них обвинение в похищении христианских детей, в добывании крови из них и употреблении этой крови для религиозных целей (!). Утверждалось, что лживость такого обвинения «уже доказана папскою буллой» (неужели «вдруг» всех посетил массовый психоз?). Если всё же такое обвинение против переселенцев возникнет, то оно должно быть подтверждено шестью свидетелями - тремя из христиан и тремя из «кооператоров» . Только если обвинение таким образом подтвердится, виновного «кооператора» можно казнить. Если же обвинение христиан не подтвердится показаниями «кооператоров», то казнить должно христиан. Все эти права и преимущества для кооператоров грамота Болеслава сохраняла силу «на вечные времена». Таким образом, грамота Болеслава не только ставила этот клан в привилегированное положение, но и брала под его защиту, при том, что Устав клана прямо утверждает:

- кооператоры, которые благодаря положению, ими занимаемому, имели бы к этому возможность, настоятельно обязываются предавать публичной казни всех представителей конкурентов под тем или иным предлогом;
- произнося клятву, про себя можно оговорить такие условия, при которых клятва не будет действительна. Устав разрешает поступать таким образом всякий раз, когда какая-либо не-кооператорская власть требует от кооператора принятия клятвы;
- член кооператива всегда вправе нападать на христианина и убивать его вооруженной рукой;
- в рамках общепринятого законодательства, арбитражного и уголовного кодексов, поведении на следствии и суде: Запрещено предавать кооператора в руки христиан, идет ли речь о жизни кооператора или о его имуществе; и неважно, делается ли это посредством какого-либо действия или словами; и запрещено доносить на него или указывать места, где спрятано его имущество (в другом закрытом объединении, это положение имеет название омерта).

Гетто и «местечки», как привилегия

Кварталы еврейские, улицы или районы города, отведенные властями для проживания евреев (латинское - Platea Judaeorum; испанское - худерия; французское - жюивери; итальянское - джудекка; английское - джюри; немецкое - юденгассе; польское - улица жидовска).
Еврейская электронная энциклопедия

Еврейские кварталы зачастую возникали из-за желания еврейского населения данного города вести образ жизни, «соответствующий предписаниям иудаизма». «Сосредоточение в обособленном квартале позволяло также евреям в случае необходимости защищаться или быть защищенными от нападений черни» (характерная терминология для «Еврейской электронной энциклопедии - прим.м09). Нередко еврейские кварталы ограждались стеной с воротами, запиравшимися на ночь. В разных странах условия поселения евреев в особых кварталах были различны. Еврейские кварталы существовали уже в Александрии в 1 в. н. э., Риме и других городах Италии. В Туделе после захвата города христианами евреям была отведена часть городской крепости (1170), за что они содержали в исправности всю крепость (кроме главной башни). В христианском Толедо в 1085 г. за ними был сохранен квартал в западной части города, где они жили при владычестве мусульман; еще один квартал был отведен евреям Толедо в центре города. В Барселоне иКордове они также проживали в двух кварталах. В Севилье в 1248 г. евреям были отведены три участка для жительства, окруженные защищающими стенами. В Испании такие кварталы первоначально рассматривались как привилегия, за сохранение которой евреи боролись, когда их хотели лишить ее (Мальорка, 1306). Однако с 14 в. церковные власти начинают настаивать на том, чтобы евреи и мавры жили в отдельных кварталах, обособленно от христиан. Термин ал джама (араб. - «сбор»), употреблявшийся применительно к еврейским кварталам в средневековой Испании, часто служил названием также еврейских общин в Сицилии и иногда - южной Италии. В Португалии «худериаш» устраивались во всех местах, где жило постоянно более десяти евреев (в Лиссабоне таких кварталов было несколько). Согласно преданиям, восходящим к 12-13 вв., евреям Нарбонна был дарован особый квартал в благодарность за их участие в войне против мусульман. В Сицилии евреям Палермо был отведен особый квартал в 1312 г., а к 1392 г. такие кварталы уже существовали во всех городах королевства. Сведения о еврейских кварталах во Франции и Англии крайне скудны; известно, что они были в Анжере (14 в.), а также во владениях римского папы в районе Авиньона; существование «еврейской улицы» в Лондоне упоминается уже в 1115 г. В Германии обособленные еврейские кварталы появляются в 11 в. в Майнце, Кельне, во многих городах Нижней Саксонии, Силезии, Прирейнской области и ряде других местностей. Архиепископ Шпейера Рюдигер выделил в 1084 г. участок церковной земли для еврейского квартала, а также место для кладбища. Наибольшей известностью пользовался еврейский квартал вФранкфурте-на-Майне, возникший в 1460 г. (именно тогда туда перебралась семья Мейеров-Ротшильдов) и позднее превратившийся в гетто. В некоторых немецких городах в эти кварталы власти помещали дома терпимости. В Вене еврейский квартал (юденштадт) возник по инициативе евреев в конце 13 в. и просуществовал до 1421 г., когда они были изгнаны из города (вновь появились в начале 16 в.). Подобные кварталы существовали и в других австрийских городах, а также во многих городах Моравии и Чехии. Типичными и весьма известными были возникшие в конце 11 в. два еврейских квартала в Праге. В 1473 г. еврейское население города было перемещено в особый квартал в районе Старе-Место.

В Польше, в отличие от всей средневековой Европы, не было введено гетто, но существовавшие там еврейские кварталы сохранились гораздо дольше, чем в других странах европейской части континента. Привилегия Болеслава V Калишского (1264) евреям вызвала их приток в Польшу и появление к 14 в. еврейских улиц в городах Львов, Краков, Познань, Сандомир (ныне Сандомеж) и других местах. Многие польские города пользовались привилегией не впускать евреев, но на частных или королевских землях при этих же городах возникали еврейские селения, местечки и даже целые города. Еврейская улица в Кракове впервые упоминается в актах 1304 г., но в конце 15 в. евреи в основном начали селиться в Казимеже под Краковом, где отведенный им квартал получил название «еврейского города». Ограничение местожительства евреев по всей Польше продолжалось, несмотря на все политические перемены в стране, вплоть до 60-х гг. 19 в. и было упразднено лишь в 1862 г. (в Казимеже еврейский квартал просуществовал до 1867 г.). В царской России в 30-х гг. 19 в. правительство предполагало ввести целую систему еврейских кварталов, напоминающих гетто, однако это намерение не было осуществлено. Еврейские улицы, кварталы, районы существовали в городах Ковно (ныне Каунас), Каменец-Подольский, Киев, Москва, Житомир и Рига, в которой в 16 в. были даже особые постоялые дворы для приезжающих торговцев-евреев. Когда с воцарениемАлександра II началась реформа еврейского быта, остатки еврейских кварталов в России были постепенно уничтожены.

Кто Казимиру III дал прозвище «Мудрый»


Казимир «Великий» у Эстерки (художник Владислав Лушкевич)

Весьма способствовал усилению «кооператоров» в Польше король Казимир «Великий» (1333 - 1370), которому определенные историки приписали и другое прозвищ - «Мудрый». Но почему же он получил такое прозвище и кто из историков приписал его королю Казимиру?

На второй год своего правления Казимир не только подтвердил в Кракове защитную грамоту, которую дал Болеслав Калишский, но и распространил её действие на всю Польшу и расширил права «кооператоров» - разрешил им  селиться в Польше в любых количествах под специальной привилегией как «люди короля», согласно эдикта от 1334 года. Собственное же население Польши с этого времени перестало быть свободным, превратившись в крепостных рабов у польской шляхты, которая достаточно быстро смешалась с «кооперативной элитой».

«Кооператоры»-иудеи стали иметь право жить во всех городах и сёлах, владеть землёю и брать в аренду имения шляхтичей. Местному судье было велено разбирать все «кооперативные» дела только при участии раввинов и старшин общины. Роль судебного пристава часто выполнял «школьный» или синагогальный надзиратель. А мы помним, что их Устав гласит:
- если кто-нибудь расскажет о нарушениях кооператора трижды, то его следует утилизировать, расходы по утилизации несет местный кооператив;
- имущество не-члена кооператива подобно покинутой вещи, его настоящий владелец кооператор, который первый его захватит. И это справедливо, ибо Ш-ф дал членам кооператива власть над жизнью и имуществом не-кооператоров;
- кооператору, его помощнику разрешается не возвращать денежные средства не-кооператору, в том числе и по вопросам возмещения за скупку краденного;
- если кооператор взял в долг у не-кооператора, а тот умер, он имеет право отказаться платить его потомку, который не знает точно, брал ли этот кооператор в долг у старшего не-кооператора, кстати, если не-кооператор при расчетах ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой; - кооператору запрещается воровать у коллеги, но у члена другого кооператива - разрешается, при условии, что это не обнаружится и не будет упомянуто имя Ш-фа; - покупка недвижимого имущества, чтобы выжить с земли не-кооператора или взять с него ростовщические проценты, разрешается в выходные не будет считаться нарушением КЗОТа;
- проходя мимо разоренного христианского храма, каждый кооператор обязан произнести: «Слава тебе, Ш-ф (Шеф регистрационной палаты, здесь и далее Ш-ф), что ты искоренил этот дом»;
- там, где написано 'Не делай вреда ближнему', не говорится 'Не делай вреда не- кооператору"... Запрещается возвращать не-кооператору им утерянное; возвращающий не-кооператору потерянное не найдет милости у Ш-фа  и т.д. и т.п.

Крупная «кооперативная» община в это время возникает во Львове - столице Червонной Руси (Галиции), которую Казимир присоединил тогда к Польше в 1340 году, предварительно поставив туда своего престарелого родственника. До этого  попытки поляков, претендовавших на Червоную, или Галицкую, Русь, оставались безуспешными до тех пор, пока со смертью князя Юрия II Андреевича в 1335 г. не прекратилась здесь династия русских князей из дома Рюриковых. Изначально Казимир обещал Червоной Руси привилегии оставить ей самоуправление, удержать все прежние законы, выработанный веками общественный строй и полную свободу исповедания по обряду восточной церкви. Папа Бенедикт XII, узнав от самого Казимира о подчинении Руси и о том, что король клятвенно обещал русскому населению во всем защищать его и хранить при его обрядах (in eorum ritibus), правах и обычаях, пишет (29 июня 1341 г.) Краковскому епископу, чтобы тот освободил Казимира от данной им клятвы и тем самым дал ему возможность действовать по отношению к православному населению, желая их обращения в католичество…

В польских летописях упоминается, что причиной благоволения короля Казимира «Мудрого» к иудеям была его любовь к красавице-иудейке Эстерке (Эсфири). Эта дочка «кооперативного» портного настолько овладела сердцем польского короля, что он поселил её в своём дворце близ Кракова. Она родила королю двух дочерей, которых воспитывала по кооперативному уставу, и двух сыновей, Пелку и Немира, которых, по настоянию короля, всё же воспитали в христианской вере. Эти «полукооператоры» стали родоначальниками нескольких знатных польских фамилий.

Ситуация сложилась таким образом, что польское дворянство, шляхта, стала светская «кооперативной» элитой, а ортодоксальные «кооператоры» были у них в управляющих. Вероятно, это то, что евреи всегда хотят от руководителя любой страны - что если они по каким либо причинам не могут непосредственно иметь верховную власть, то они должны быть привилегированной элитой, имеющей доступ к денежной эмиссии, быть освобожденной от налогов и других обязанностей перед государством, кроме права извлекать неограниченные доходы. 

евреи, еврейство

Previous post Next post
Up