В самолётостроении грядёт технологическая революция

Feb 09, 2013 10:46

Оригинал взят у vladimir_krm в В самолётостроении грядёт технологическая революция

Новосибирские учёные на пороге большого открытия. Специалисты Академгородка разработали технологию, способную обеспечить сверхпрочное соединение несочетаемых металлов. И если до сих пор в создании самолётов применялась исключительно клёпка, то с внедрением многообещающего открытия её может заменить лазерная сварка.

Сейчас полученные новосибирцами образцы проходят последние испытания в научно-исследовательском институте Екатеринбурга. Затем сваренные металлы проверят на прочность в Сибирском НИИ авиации имени Чаплыгина. И по согласованной  с конструкторским бюро Туполева двухлетней программе начнётся изготовление элементов корпусов летательных аппаратов по новой технологии.

Как уже сообщал «Файл-РФ», специалистам Института теоретической и прикладной механики имени С. А. Христиановича (ИТПМ) СО РАН в Новосибирске удалось перейти к сварке несвариваемых металлов за счёт трёх моментов: лазерного излучения, формирования при фокусировке лазерного луча в лунке  и наночастицам керамики, которые способны придавать получаемому шву суперпрочность.



Заместитель директора по науке института теоретической и прикладной механики СО РАН Анатолий Оришич  подчёркивает: «Мы все летаем на самолётах клёпаных. То есть, задачу сварных соединений, которая бы обеспечила прочность, необходимую для авиационной промышленности, решить до сих пор не удавалось. Однако в нашем институте было сделано открытие, которое подтверждено многочисленными опытами: медь под действием лазера соединяет другие металлы на молекулярном уровне». Специальный лазерный комплекс, разработанный в ИТПМ, способен сваривать такие несочетаемые материалы, как титан и нержавеющая сталь. (Если попытаться сделать это без сибирского ноу-хау, то образец сразу развалится). Кроме того, исследователям удалось сделать шов соединения в месте сварки не уступающим по прочности цельному куску стали.

Несомненным преимуществом новой технологии является и то, что этот способ - более дешёвый по сравнению с клёпкой.

Уникальный метод сибирских разработчиков может использоваться также в ракетной промышленности, при строительстве атомных электростанций. После трагических событий на Фукусиме новая технология соединения несочетаемых металлов заинтересовала японских, а вслед за ними китайских и корейских энергетиков.

"Файл-РФ"

промышленность, инновации

Previous post Next post
Up