Из серии «Лики Азии». Вид в Верхний Мустанг из окрестностей деревеньки Кагбени (Нижний Мустанг, Непал). Март 2005 г.
Fasces of Asia. A view to the Upper Mustang country, from the area of the village of Kagbeni, Lower Mustang.
Кто хоть раз проходил по западному треку вокруг Аннапурны, хорошо знает деревушку Кагбени (Kagbeni). Это знаковое место на пути из Джомсома в Муктинат, где обязательно останавливаются треккеры по Мустангу. И это правильно. За два-три дня в этой маленькой каменной деревушке проще всего получить первый зрительный образ средневекового Мустанга. Но если кто устал от вида треккеров и хочет большей природы непосредственно рядом с accomodation, нужно идти в находящуюся в стороне от трека маленькую Лупру (Lupra).
Деревушка Кагбени в месте впадения речки Колы (за деревней) в Кали-Гандак.
The village of Kagbeni, Lower Mustang, in the place of murging the small river Khola with great Kali-Gandaki River.
Кагбени смотрится. Как голливудская модель для съемки фильмов о древнем Мустанге. Здесь вы увидете маленьких лам (есть школа лам), услышите звуки ламаисткого горна, попьете тибетский чай и поедите тибетский хлеб. Если поселитесь в старом лодже Red House, то хорошо прочувствуете холодок мустанговской ночи в марте-апреле.
На улицах Кагбени. At the streets of Kagbeni.
Впрочем, ходя по узким улочкам этой замечательной деревушки, - спотыкаясь о кур, петухов, телят и чумазых детишек, и конечно «фоткая местных жителей, всегда помните, что в наше время на расхожих непальских треках вся видимая «этнография» - это в той или иной степени «ансамбль Берёзка».
Зеленеющие поля вокруг Кагбени. Green fields around the village of Kagbeni.
Кагбени стоит на мысе в слиянии небольшой речки Кола (Khola) и «великого Кали-Гандака» в его верхнем течении. В середине-конце марта, несмотря на приличный вечерний, ночной и утренний холод, поля на террасках вокруг деревеньки уже зеленеют [в Мустанге в норме снимают два урожая за лето: ранний - пшеницы и более поздний - гречихи; сейчас местами выращивают и другие зерновые]. Однако из-за этих полей для бердвотчинга и съемки птиц Кагбени не самое удачное место. Ходить по этим распаханным терраскам не очень удобно и не очень интересно, хотя в апреле, на пике пролета, птицы, конечно, будут и здесь. Но в той же Лупре их будет больше, и снимать их будет интересней. Идти из Кагбени в Муктинат можно не по пыльной верхней дороге (сейчас, уже как 3-4 года, - можно трястить на джипах), а вдоль бурливого русла по каньончику Колы. Уж здесь точно увидете некоторых интересных птичек, как и старые пещерные кельи в обрывах. Да и вообще приятно побыть один на один с природой.
Blooming apricot-trees in Kagbeni in the end of March.
В целом, в конце марта в Мустанге еще холодно, еще очень серовато для съемки природы и еще мало птиц (пролет только-только начинается). Однако в долине Кали-Гандака особый микроклимат, поэтому в Кагбени, как и в Джомсоме, в это время вовсю цветут абрикосовые деревья (мне все говорили, что это абрикосы, а скажем, не сливы; если ошибаюсь - знающие люди поправят). В Марфе, чуть к югу от Джомсома, еще теплее: там уже и яблони зацветают.
Вид на уводящую в Верхний Мустанг долину р.Кали-Гандака из check-point в деревеньке Кагбени (Нижний Мустанг, Непал). Март 2005 г.
A view to Kali-Gandaki River valley, leading to the Upper Mustang country, from the check-poin in the village of Kagbeni, Lower Mustang.
Главная же съемочная точка в этом месте Мустанга, - мыс на окраине Кагбени, откуда открывается замечательный вид на широкую галечниковую долину Кали-Гандака, ведущую на север, в закрытую для обычных туристов страну Верхнего Мустанга. То есть чтобы идти туда, нужно заплатить уже более серьезные деньги (это можно сделать как заранее в Катманду, так и прямо здесь, в «таможенном домике» на мысу. Впрочем, никакой особой природы в Верхнем Мустанге, насколько я понимаю, нет. Туда идут для более острых ощущений в плане соприкосновения с настоящей «этнографией» Мустанга, в чем я, однако, сильно сомневаюсь исходя из моего пусть и не очень большого опыта пребывания в Непале: массовый туризм за свои 50 лет успел принести свои плоды. Хотя внешней атрибутики ламаистской жизни, вне сомнения, будет на порядок больше, и в плане коммерческой съемки такое путешествие, быть может, и окупится. Хотя снова сильно сомневаюсь, - в целом уже хорошо отснятое место. Так или иначе, со знакового мыса в деревушке Кагбени эта уводящая в Верхний Мустанг «дорога жизни» смотрится очень и очень хорошо, и смыкающиеся вдали мысики обрывистых бергов Кали-Гандака усиливают ощущение загадочности этого дорогостоящего пути. Особенно когда видишь уходящую туда вереницу навьюченных мулов и дзо.
В Кагбени. In the village of Kagbeni.
На этой крайней съемочной точке в деревушке Кагбени можно провести не один плодотворный вечер съемки. Именно в поздневечернее время только и можно снимать (здесь) вид на долину Кали-Гандака. И именно в вечернее время этой дорожкой пастухи гонят с близлежащих холмов небольшие отары коз, которые идут непосредственно мимо вас, потоком, в «хорошем интерьере» и на фоне долины Кали-Гандака. Когда они пройдут, на большой выдержке можно попробовать снять и что-то еще из естественной жизни деревушки Кагбени. Мне больше нравится такие сюжеты в черно-белом варианте. Но помню, что на вкус и цвет товарищей нет.
Примечание. О Непале, и в частности о Мустанге, весело и интересно написано у Евгения Коблика: Е.А.Коблик, «В Краю Непуганных Носорогов» (c рисунками автора) \\ Мир энциклопедий Аванта+-Астрель, Москва, 2009 (серия «Библиотека Аванты+»). Наверное продается везде, и на сайтах издательства.