Что понять суть понятия «предок» (центральное для мифологии тотемически структурированного мышления) необходимо познакомится с представлениями о том, как его носители представляют себе ход времени (дается по британскому антропологу и социологу Брониславу Малиновскому (1884-1942).(
Под катом )
Reply
Впрочем, я бегло посмотрел книгу и понял, что Леви-Брюль это цветочки. Не берусь судить, что там написано про приматов, но часть, посвященная социальной эволюции человека, это довольно малоосмысленный набор фактов из разных статей, где нормальная литература зачем-то соседствует с попсой типа Стингла или фон Хагена. Автор вообще не знаком с наличием хоть сколь-нибудь современных теорий социальной эволюции (даже второй половины ХХ века). Короче, мрак
Reply
Я - биолог. Я хорошо знаю, что в эволюционистике само по себе время концепции не имеет значения, а концептуальный выбор не определяется формальным кол-вом фактов. В предыдущем комментарии я об этом говорил - насколько ценны, вечны не преходящи именно "умозрительные концепции" (как вы называете индуктивные обобщения на основе тщательного и долгого изучения разнообразных фактов - в 19 веке не было грантовой суеты) Берталанфи, Шмальгаузена, Уоддингтона, Гольдшмидта, и даже Дарвина и Спенсера (не знаю, кто вы по профессии и приходилось ли Вам в жизни глубоко знакомиться с этим концепциями, или же Вы их только листали). А между тем XX век, несмотря на массу фактов (генетики, молекулярки) и новых супер-технологий, и массу новых "современных концепций" (от ХТН до Эво-Дево и от Социобиологии Уилсона до мемов Докинса, из которых выросла современная "Эволюционная психология") - это своего рода шаг "в сторону" в понимании механизмов эволюции даже по сравнению с концепциями Дарвина и Спенсера (неужели Вам не известно, что так называемый неодарвинизм это своего рода "театр абсурда" в эволюционистике XX века?)).
Наконец, какое отношение к науке имеет Е.Н.Панов, в том числе к изучению социального поведения животных (не человека) я хорошо знаю. Какое отношение к науке, в том числе к социопсихологии человека (а Панова интересует не социология. а в большей степени именно социопсихология - это ему ближе и ближе к биологии, и Леви-Брюль именно в этом контексте уместен) - я не знаю. Между тем вы выступаете сразу же "свысока" и "надменно" по отношению к Е.Н.П. Может быть у Вас и есть такие основания, но Вы это никак и ничем не подтвердили и не обозначили (и по вашему ЖЖ это не очевидно - по моему сразу видно, чем я занимаюсь). Конечно, если вы по профессии хорошо знакомы с современными теориями социальной эволюции (по обзору, даваемому Е.Н.П. , они выглядят как сплошные теоретические фикции - для меня так), то Вы можете увидеть ущербность его основы в ЭТОМ РАЗДЕЛЕ, но как, полистав страницы , Вы могли сразу же выявить, что это "малоосмысленный набор фактов", мне понять трудно. Сам ваш комментарий, по стилю, это все-таки скорее "блоггерский околонаучный стёб", чем серьезное, пусть и краткое обоснование неграмотности автора книги в каком-то маргинальном для него вопросе естествознания. Как на таком языке и в таком тоне можно вообще дискутировать (а не то что "сложно") я слабо понимаю.
Книга Панова - не научная монография, а для широкого круга интересующихся. Для меня (как не специалиста в "социальной эволюции H.s) - это прежде всего мощнейшая компиляция фактологии по соц. организации и структуре мотивации поведения социумов - от высших понгид (всех) до "примитиыных" племен (туземцев) с 3х частей света (многих). Часть фактологии меня шокировала (и еще 20 лет назад её бы не пропустила цензура) и по меньшей мере слагает хороший доп. контекст для осмысления "соц.эволюции" таких нейросложных организмов, как птицы (но не для понимания соц. жизни H.s. в "эпоху масс" и мегаполисов). Уверен, что также для многих коллег биологов, кто с этим вопросом совершенно не знаком. Если вам, как профессионалу в соц.эволюции H.s. в индустриальную и постиндустриальную эпоху (Вы же не биолог?) видится очень слабой именно эта часть, дайте ссылки и даже линки на более содержательные источники (книги для широкого круга, естественно), а если их нет (на русском) напишите сами. Это было бы правильней, чем довольно грубовато (и как бы с помпой) "чихать на автора", ничем не подтвердив и никак не обозначив свою особую "высокую" привилегию на такое право.
Reply
Leave a comment