Что понять суть понятия «предок» (центральное для мифологии тотемически структурированного мышления) необходимо познакомится с представлениями о том, как его носители представляют себе ход времени (дается по британскому антропологу и социологу Брониславу Малиновскому (1884-1942).(
Под катом )
Reply
Выйдите на улицу, задайте случайному человеку пару вопросов, очень быстро обнаружите, что никакого "логарифмирования" прошлого у них тоже нет. Ледовое побоище, Пушкин, Октябрьская Революция, скифы и первый полет в космос у них примерно в одном историческом периоде находятся. Моожет быть кто-то способен, если еще помнит даты событий, сравнить их друг с другом и понять, что позже-раньше, но если вы спросите про что-то, легко к дате не привязываемое, то тут вас ждет полный тупик.
Это вообще серьезная проблема антропологов - они исследуют другие народы, не зная ничего про живущий за пределами университетского кампуса свой.
Reply
Мне было понятно, о чем пишет Малиновский (что он имеет в виду в отношении времени - а не истории - туземцем. Или же кажется, что понятно. Почему все аналогично у человека "современной цивилизации" (что у него мол тоже недифференцировано и не логирифмированно время) я, напротив, понять не могу. Я знаю много людей, которые, изучая историю, всегда рисовали для себя синхронизированные хронологические таблицы (по разным регионам мира). Этим они неизбежно структурировали свое восприятие времени в масштабах исторического времени. У меня в Музее везде висят хронологические таблицы истории Земли в другом измерении - геологической масштабности (миллионы лет, десятки и сотни миллионов лет). Чувственно представить себе эти отрезки времени очень сложно, но некая логарифмированная структурированность времени в уме создается. Я лично не могу в этом сомневаться. Если у кого-то такое восприятие времени (масштабности времени) не создается или притуплено (частные случаи), то это ничего не меняет.
Любые фрагменты, вырванные из всего содержания книги (как в моем посте) могут разве что "зацепить" - заинтересовать и заставить прочитать всю книгу или соответствующие разделы. На их основе отрицать что-то вряд ли правильно.
Что касается антропологов, то я лично не знаком с ними. Может быть, есть кабинетные антропологи, как есть кабинетные зоологи. Я не знаю. Но те антропологи (этнологи, этно-лингвисты), на которых ссылается Е.Н.П., они все по многу лет (до 10-ти и больше) жили среди тех племен (этносов), о которых они пишут (эта информация дана в книге). Когда Эмиль Дюркгейм (один из основателей социологии) писал "Социологию и теорию сознания", то конечно же опирался, как на сравнительный материал, и на коллективное сознание и своих соотечественников (французов).
Reply
Оценивать все общество по своему окружению естественно, но для ученых, занимающихся антропологией - губительно, так как полностью искажает восприятие нормы.
Но в общем то это так была, присказка на полях. :)
Reply
Leave a comment