К анализу культуры обработки камня для работ на земле в племени Лангда (высокогорья Новой Гвинеи,
(
«Автор (Stout 2005: 333) всячески подчеркивает коллективистскую суть построения многоступенчатых планов деятельности и их осуществления. Он ссылается на слова одного из аборигенов: «Обучение изготовлению мотыг не похоже на школу - мы просто сидим вместе…». А это значит, считает Стаут, что и в культурах каменного века по необходимости должно было существовать глубокое взаимопонимание между участниками созидательного процесса (интерсубъективность, по терминологии автора). Имеется в виду понимание каждым намерений другого, на основе чего формируется общее ментальное пространство - необходимый компонент целенаправленного донесения знания до сознания компаньона. Таков один из фрагментов коллективного сознания, без чего невозможно было бы становление и развитие человеческой культуры». (…)
«Имея в виду все сказанное, нетрудно понять, насколько поверхностными должны оказаться наши представления о технологии изготовления орудий первобытными мастерами, если опираться только на анализ формы изделий, выкопанных археологами, игнорируя тот социальный и культурный фон, в контексте которого осуществлялась эта деятельность».