Ernst Mayr (1904 - 2005)
(из статьи M.Ross Lein: "Ernst Mayr as a life-long naturalist", в сборнике к 100-ю Майра, 2005).
(*интересная история; перевожу с англ. на скорую руку, сохраняя смысл).
-
Margaret Morse Nice (1883-1974) известна за её особый вклад в развитие орнитологии. В основном потому что она стала своего рода пионером в таком направлении, как тщательная документация поведения и образа жизни (экологии) вида на основе распознаваемых особей птиц. Это направление в конце концов и привело к тому, что сейчас называется поведенческой экологией. Она смогла сделать (что сделала) несмотря на те трудности, которые встречала женщина со стороны орнитологических обществ и других объединений (когда, по её же замечанию, "the role of ladies was expected to be largely ornamental") и несмотря на крайне непопулярное в то время увлечение изучением жизнью птиц (life-histories) и их поведением. В то время, когда не так уже многие женщины получали какую-либо степень в науке, она получила М.А. по зоологии в Clark University в 1915 г. (...)
Маргарет Найс встретила Эрнста Майра на встрече AOU в Детройте в 1931 г. В письме к ней Майр написал, что он был восхищен встретить "американца", который "interested in more than faunistic records and pretty pictures" (Nice1979:109). Майр познакомил М.Найс с европейской литературой по life-histories research и дал ей рекомендации, когда она поехала в путешествие в Европу в 1932 г. При поддержке Майра она провела многие свои исследования по жизни и поведению птиц ... и вместе с Майром сделала много, чтобы познакомить американских орнитологов с работами европейцев по поведению животных, особенно по тому новому направлению, которое развивали Конрад Лоренц и Нико Тинберген в 1930-е.
После переезда в Колумбус (Огайо) в 1927 г. она начала свое монументальное семи-летнее изучение гнездовой биологии и поведения певчей овсянки (Melospiza melodia), используя тогда новую технику мечения птиц цветными кольцами, чтобы распознавать особей. Свою работу на 150 стр. она смогла опубликовать только в Германии, в Journal fur Ornithology, благодаря Эрвину Штреземанну (кто был глав. редактором журнала и кто был супервайзером Э. Майра в его PhD) - при содействии Майра (Американские журналы отказывались принимать длинные статьи). Майр характеризовал её работу как "the finest piece of life-history work ever done" (Barrow 1998:198) и помог опубликовать материалы целиком в Transections of the Linnean Society of New York, где он к тому времени стал редактором.
КМ- Суть этого пассажа, как и того, что давал раньше о J.Hickey (то есть "мораль той басни" по всему подтексту и прямым замечаниям автора статьи) , что Эрнст Майр всегда оставался натуралистом, и его понимание натурализма заключало в себя погружение в природу и внимательное наблюдение за птицами (пусть и самыми обычными птицами, даже у себя на даче), а не скакание галопом по европам в поисках лайферов, составлением списков и формальном "фиксации фауны" в той или иной области мира, вообще делания в природе чего-либо без какой-либо осмысленной цели. Для меня лично было открытием то, что именно всё это (что не есть истинный натурализм в понимании Майра) он встретил в Америке в 30-40е годы 20 века и активно пытался противопоставить этому тот "более глубокий", не поверхностный натурализм, который развивался в те годы в Европе. И что ему удалось это сделать, по меньшей мере отчасти (как подает это автор статьи). В общем, есть примеры и примеры, и есть о чем задуматься.