Хочу поделиться наблюдением о смысле труда, даже если мало кто прочитает *)
Многие научные сотрудники, потенциальные ученые и исследователи (а это разное), живут и творят с чрезвычайно низкой оценкой своего труда. На вопрос о том, в чем смысл того, что они делают, иногда получаешь в ответ смущенный взгляд, неуверенность, блеяние и скрытую надежду на твою же помощь в поиске этого смысла. В гуманитарной области не всегда легко найти прагматические цели научной деятельности, не всегда прямым следствием будет что-то новое, ценное, грандиозное, захватывающее, полезное. И когда люди не видят очевидных плодов своего труда, они начинают стыдиться.
Прямо как школьник, который не связывает процесс и результат: сейчас он учит что-то скучное и, кажется, ненужное, а в будущем он, например, блестящий ученый или выдающийся предприниматель. Все ему интересно вокруг, а учиться - скучно и противно. Большинство школьных предметов не вызывают интереса, потому что они не связаны в умах школьников с привлекательным результатом. То есть труд не понимается как причина результата, и скучный урок остается скучным и никуда не ведущим, а заманчивое будущее остается мечтой и не становится целью, итогом работы, в том числе и этого скучного урока. Так и с более взрослыми людьми, с которых я начал.
Очень нелегко заниматься чем-то, не видя прекрасной цели, а ведь она может быть найдена всегда, даже не в актах творения, а в механической тупой работе. Наука всегда была и остается уделом немногих, избранных, это - без снобизма, а скорее с точки зрения распределения - элитная деятельность, а не маргинальная. Если ты работаешь в лаборатории и не получаешь там много, это не повод стыдиться. Стыд - он внутри, он вырастает из тупости, однобокости, неготовности искать цель, ставить задачи. Из этой тупости рождается и стыд, и отвращение к своему труду, и поэтому даже в НИИ, где творится новое, так часто встречаются глупость, безразличие, саботаж и лень.
Всему этому положит конец не прибавка, не сокращения, а чудовищное повышение конкурентности в нашей среде. Над ним надо работать. Только когда ты соревнуешься, когда ты должен быть лучшим, расти над собой, работать, адово вкалывать, думать и учиться - только тогда придут две необходимые вещи: спонсоры и самоуважение. Но спонсоры придут, когда будет сделано что-то интересное =) А с самоуважения можно начать. Интеллектуальный труд - это великая оказанная человеку судьбой честь, это нечто замечательное, этим нужно гордиться. Писать статьи и книги, исследовать мир, творить, думать, объяснять, прогнозировать - в этом нужно видеть торжественный акт наподобие священнодейства (религия не при чем). И когда труд станет таким торжественным действом, когда будут созданы ясные цели - тогда он будет приносить радость и самоуважение, и уважение других, а это дороже денег. А если цели будут достигнуты, то и деньги придут.
Поэтому в интеллектуальной среде, на мой взгляд, сейчас есть альтернатива - 1) с одной стороны скука, однообразие, монотония, усталость, выгорание и презрение к себе и коллегам, а отдушина - никчемные вопли, истерики, вой, скандалы и протесты или, 2) с другой стороны, - гордый самостоятельный осмысленный труд, борьба знаний и порядка против энтропии и неизвестного, создание нового, удовлетворение от результатов и сложные, интересные цели. Вот так мне кажется, и возможно, многие видят эти проблемы по-другому.