Apr 30, 2012 22:52
Расхождение данных Св. Писания и палеонтологии само по себе не является экзистенциальной проблемой и преодолевается очень легко путем растягивания дней творения или, наоборот, сокращения геологического возраста Земли, причем и то, и другое равно произвольно.
Но: эти поверхностные способы решения, только затемняют действительную проблему.
Указанное расхождение, если принять его действительно всерьез высвечивает действительную экзистенциальную проблему: проблему сущностной расколотости человеческого существования в нашу эпоху. Эта расколотость, генетически восходящая к грехопадению, в настоящее время все отчетливее проявляется как противоречие и принципиальная несостыкованность различных аспектов или различных форм нашего опыта.
Каждая форма, выделяясь из общего первоначального единства, обретает свое собственное, отличное от других a priori, задающее определенный образ мира, человека и Бога, которые предстают в каждой форме, как определенным образом модифицированные.
Будучи принципиально отличными один от другого, различные модусы никогда не совместятся в рамках единой картины мира, кроме как в акте некоего мистического coincidencia oppositorum a la Nickolaus Kus.
Однако, при попытке эксплицировать это видение оно неизбежно станет одним из многих, и более того, почти наверняка примет правила игры одного из определенных модусов (религиозный, научный, художественный и т.д.)
Тем не менее, состояние расколотости ощущается нами как ненормальное, заставляет страдать и преодолевать себя (как всякое лишение, лишенность цельности есть призыв Бога к человеческому обращению к Нему). Поэтому задачи Киреевского и Соловьева - обретение экзистенциальной цельности и системы цельного знания, остаются как своего рода «регулятивные идеи», отказаться от осуществления которых - слишком легкий путь, а признать их осуществимость - утопия.
Их реализация, если возможно к ней с Божией помощью хоть какое-то приближение, возможна лишь «по ту сторону» всех внешних противоречий, которые, как таковые никуда не могут исчезнуть, при честном подходе к делу.
православие,
наука,
Философия,
религиозность