Порядок, установленный в Византии, был усвоен и в России по отношению к лицам православного вероисповедания. Однако с принятием Декрета об отделении Церкви от государства (1918 год) бракосочетание по церковному чину лишилось юридической силы; формально верующим предоставлялось право принимать церковное благословение после регистрации брака в государственных органах. Однако на протяжении длительного периода государственного преследования религии совершение торжественного венчания в церкви фактически оставалось крайне затруднительным и опасным.
Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.
Упомянутое выше определение Священного Синода также говорит об уважении Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14)». На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). Однако в том же правиле и других канонических определениях (IV Вс. Соб. 14, Лаод. 10, 31), равно как и в творениях древних христианских писателей и отцов Церкви (Тертуллиан, святитель Киприан Карфагенский, блаженный Феодорит и блаженный Августин), возбраняется заключение браков между православными и последователями иных религиозных традиций.
В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.
И что дальше? Зачем было этот комментарий здесь приводить? Я и так об этом знаю.
Правило 72-е Шестого Вселенского собора говорит прямо и однозначно, что надлежит делать христианам. Нормативным христианским браком брак с еретиками не считается.
Священноисп.Никодим (Милош) писал в толковании на вышеупомянутое правило: "Браки православных с лицами, не исповедующими православной веры, правила вообще запрещают всем верным" (Правила Православной Церкви с толкованиями…, М.,2001, с. 366).
А то, что под прямым давлением стремительно секуляризирующегося государства, нуждающимся в инославных специалистах, с 1720 г. было Высочайшим распоряжением повелено считать браки с еретиками именно браком, по сути ничего не меняет.
Это диспенсация. Отступление от нормы. Норма - брак между православными христианами.
Речь о благословлении Церковью. И такие браки, кроме диспенсации, не благословляются.
Что же касается браков между христианами и нехристианами гражданских, то они, как видно выше, не благословляются никогда. Но Церковь относится к ним с уважением и не считает блудным сожительством.
Благословлять же такие браки Ткачёв очевидно права не имел, с этим никто не спорит.
Вы, безусловно, правы, что идеальное состояние, сиречь НОРМА - это брак только между православными. Однако Церковь ещё с древности выработала принцип икономии следуя заповеди Христа не возлагать на людей бремена неудобоносимые (кроме принципиальной невозможности отступления от догматов - тут уж до смерти), под кою икономию в разные времена подпадали разные попущения к некоторым непринципиальным, т.е. не затрагивающим догматику, моментам практической жизни. Так, с 18 в., это коснулось брака. Подобные попущения, увы, неизбежны в практической жизни, тем паче многоконфессионального общества, вплоть до конца.
Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.
Упомянутое выше определение Священного Синода также говорит об уважении Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14)». На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). Однако в том же правиле и других канонических определениях (IV Вс. Соб. 14, Лаод. 10, 31), равно как и в творениях древних христианских писателей и отцов Церкви (Тертуллиан, святитель Киприан Карфагенский, блаженный Феодорит и блаженный Августин), возбраняется заключение браков между православными и последователями иных религиозных традиций.
В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.
http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html?ysclid=m4wmhs7y8r613764970
Reply
Правило 72-е Шестого Вселенского собора говорит прямо и однозначно, что надлежит делать христианам. Нормативным христианским браком брак с еретиками не считается.
Священноисп.Никодим (Милош) писал в толковании на вышеупомянутое правило: "Браки православных с лицами, не исповедующими православной веры, правила вообще запрещают всем верным" (Правила Православной Церкви с толкованиями…, М.,2001, с. 366).
А то, что под прямым давлением стремительно секуляризирующегося государства, нуждающимся в инославных специалистах, с 1720 г. было Высочайшим распоряжением повелено считать браки с еретиками именно браком, по сути ничего не меняет.
Это диспенсация. Отступление от нормы. Норма - брак между православными христианами.
Reply
Что же касается браков между христианами и нехристианами гражданских, то они, как видно выше, не благословляются никогда. Но Церковь относится к ним с уважением и не считает блудным сожительством.
Благословлять же такие браки Ткачёв очевидно права не имел, с этим никто не спорит.
Reply
Reply
Leave a comment