??? И? Вообще ни о чём. Статистический факт прост - 1. религиозность общества растёт, 2. Православие абсолютно доминирует в этой религиозности. Поляризация и пр. тут никак не влияет на сей факт.
Цифры плавают по периодам, это известное явление. И? Факт опять же прост, усредняя, последние около 20 лет картина почти не меняется: православных около 70% +-5-6%, атеистов около 10% +-5-6%, мусульман около 5% +-1-2%, колеблющиеся около 5% +-1-2%, остальные в статистических погрешностях.
Измерять уровень религиозности по количеству пришедших на богослужение - такое себе занятие, в целом ни о чём, т.к. на этот акт влияет много факторов (напр. на снижение прихожан в церкви сильно повлияли ковидные ограничения 20-22 гг., которые сформировали определённую социальную привычку, отмечать дома, которую преодолевать ещё долго; причём эта привычка "по улалёнке" касается не только богослужений), не говоря, что с точки зрения логики поход в церковь сам по себе не показывает ни веры, ни неверия человека, напр. преподобная Мария Египетская, на пример которой указывал во время пандемии Патриарх, обосновывая призыв молиться дома и ограничить посещение храма, вообще в церкви ни разу в жизни не была и даже крещения, емнип, не принимала, что не помешало ей стать и являться одной из величайших христианских святых.
Ну а это: "рост недовольства и проявления раскола между массой рядовых верующих и высшей церковной иерархией" - вообще какая-то лажа с раскольнического сайта, в любом случае не имеющая никакого отношения к обсуждаемому предмету.
Вообще ни о чём. Статистический факт прост - 1. религиозность общества растёт, " В том то и дело, что не так прост как Вам кажется. Особенно если смотреть показатели глубже и в динамике. Возьмем, напр. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe, 2017 г. https://www.pewresearch.org/religion/2017/05/10/religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe/ Исследование с большой выборкой и охватом. These are among the key findings of the Pew Research Center survey, which was conducted from June 2015 to July 2016 through face-to-face interviews in 17 languages with more than 25,000 adults ages 18 and older in 18 countrie Православных 71 % на 2015 г.. Если сравнивать с 1970ми-80ми, то рост на сорок базисных пунктов (показателей религия играет значительную/большую роль). Only 15% of Russians, for example, say their country was either “very religious” (3%) or “somewhat religious” (12%) in the 1970s and 1980s, while 55% say Russia is either very (8%) or somewhat (47%) religious today. Участвуют в богослужебной жизни 10% православных и 25 % католиков. Relatively few Orthodox or Catholic adults in Central and Eastern Europe say they regularly attend worship services, pray often or consider religion central to their lives. For example, a median of just 10% of Orthodox Christians across the region say they go to church on a weekly basis. Однако обратите внимание на фразу "In many Central and Eastern European countries, religion and national identity are closely entwined. This is true in former communist states, such as the Russian Federation and Poland, where majorities say that being Orthodox or Catholic is important to being “truly Russian” or “truly Polish.”" However, the association between religious identity and national identity is stronger in Orthodox-majority countries than in Catholic ones. “is superior to others” and to describe themselves as “very proud” of their national identity. То есть , это и есть та самая национальная идентичность, русский -значит православный, поляк значит католик. На первый взгляд все очень не плохо. Но вот если мы посмотрим уже исследование ВЦИОМ за 2023 год, то увидим интересную динамику в последнее время и устойчивый нисходящий тренд на число православных.
Опрос показал, что за три десятилетия роль религии в жизни россиян усилилась. В два с половиной раза выросла доля тех, кто называет религию очень важной для себя (с 6% в 1993 г. до 15% в 2023 г.), а в общей сложности доля россиян, для кого религия важна, составляет теперь 40%, четыре из десяти (1993 г. - 28%). Спустя более чем тысячу лет православие остается самой распространенной конфессией в стране - 57% россиян относят себя к последователям этой религии. На фоне роста религиозных настроений в обществе в последние годы выросла доля россиян, которые регулярно, минимум раз в месяц, посещают церковь (мечеть, синагогу). Если в 2012 г. таких было 7%, то в наши дни - 15%, в два раза больше. Но общий тренд - нисходящий, в целом в 2012 г. с разной периодичностью посещали церковь 71%, а сегодня - 66%. Сократился процент тех, кто посещает церковь (мечеть, синагогу) время от времени, сегодня это половина россиян - 51% (-13 п.п. к 2012 г.), а также вырос процент тех, кто не ходит в храм (2012 г. - 26%, 2023 г. - 31%). Кроме того учтите,что есть православные, которые в Бога не верят:) Православные россияне и россияне других конфессий чаще верят во все перечисленное, особенно в Бога (86% православных и 76% исповедующих другие конфессии), в рай верят 55% и 56% соответственно, в ад - 57% и 58%. А вот в ангелов (75%) и дьявола (62%) православные верят чаще, чем россияне других конфессий. Теперь о демографических трендах "Среди 25-34-летних по 10% отмечают, что колеблются между верой и неверием, или называют себя верующими, но не относят к какой-либо конкретной конфессии. Можно сказать, что это поколение изменило тренд православия: те, кто младше, - уже преимущественно неверующие, а те, кто старше, - все-таки остаются в православии." https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring
Далее. И? Факт опять же прост, усредняя, последние около 20 лет картина почти не меняется: православных около 70% +-5-6%, атеистов около 10% +-5-6%, мусульман около 5% +-1-2%, колеблющиеся около 5% +-1-2%, остальные в статистических погрешностях." На самом деле, мы видим что картина меняется, и число православных начинает устойчиво снижаться. Вернее происходит диверсификация и поляризация. "Однако, по мнению религиоведа Романа Лункина, она не связана с падением влияния Церкви. "Снижается количество людей, которые называли себя "в целом православными", - уточняет эксперт. - Это разношерстная категория, в которой есть в том числе "неверующие православные", а также православные, которые не любят РПЦ". По его словам, происходит разрушение так называемого проправославного консенсуса, когда к этой конфессии причисляли себя по этническому или культурному признаку. "Даже российские мусульмане могли декларировать уважение к православию и относить себя к этой общности", - объясняет Лункин." https://ria.ru/20230801/rpts-1887457963.html Помните про русский значит православный? Вот с постепенным разрушением данной максимы и связано. Это с одной стороны ведет к росту воцерковленности молодежи, осознанности ею своего религиозного выбора, переводу их политическую идентификацию (тут можете вспомнить и монархические братства Акадедемистов, и рост русского национального движения), с другой снижает общую долю православных, потому что та же молодежь теперь подходит к выбору более осознано,что приводит к падению религиозности по культуре в данной группе и снижению её в целом по выборке, а также росту ислама. "В самой молодой группе респондентов - от 18 до 24 лет - значительный рост числа неверующих. Всего таковых 42 процента. Это на пять процентных пунктов больше, чем в 2019-м. При этом среди 25-34-летних - значительное количество тех, кто либо колеблется между верой и неверием, либо считает себя верующим без привязки к конфессии (по десять процентов). Если в целом по стране православных в 11 раз больше, чем мусульман (57 процентов против пяти), то в молодежной группе ситуация принципиально иная - 29 против девяти. Специалисты видят закономерность в таких цифрах. "Молодое поколение менее религиозно, чем старшее, - это всегда и везде так, - говорит Лункин. - Молодые люди в меньшей степени склонны относить себя номинально к православию просто по культуре". При этом, если сравнивать с опросом 2019-го, количество юных православных даже выросло (было 23 процента). По мнению социологов, в молодежной группе особенно заметно такое явление, как волатильность религиозности." https://ria.ru/20230801/rpts-1887457963.html Измерять уровень религиозности по количеству пришедших на богослужение - такое себе занятие, в целом ни о чём, т.к. на этот акт влияет много факторов , не говоря, что с точки зрения логики поход в церковь сам по себе не показывает ни веры, ни неверия человека, " На самом деле, вопрос социологии религии, это вопрос прежде всего практический. Вопрос предсказания действий людей. Вопрос посещения богослужений просто яркий маркер того,что религия не остается просто формальностью, а реально определяет поведение граждан, это хороший прогностический признак для оценки практической религиозности, есть корреляция. Дам личный пример. Если во время моей работы в администрации г. Котласа у нас люди не желали добровольно жертвовать часть заработка на строительство храма, не смотря на декларируемую православность. И это совпадало с данными посещения богослужений (не посещали/посещали только на Пасху/Рождество).
Далее. Наш бывший покойный мэр А.В. Бральнин, не смотря на православие иконы в кабинете, был осужден за взятки, окончил жизнь в "самоубийством". Значит православие его опять носило декларативный характер. Статистика разводов между неверующими и просто православными не отличается, опять формальная религиозность. Поэтому показатель посещения богослужений важен. напр. преподобная Мария Египетская, " Вообще -то, согласно православному вероучению святые -это живые боги по благодати. Стань святым и делай что хочешь. От того "Дерзновение чудотворца не удобно возводить в правило" свт. Филарет Московский о молитве свт. Григория Двоеслова за умершего языческого императора Траяна. Преподобная Мария Египетская и по воде ходила, согласно житию, а преп. Марк Подвижник и гору передвигал. Вы же не будете утверждать,что это можно брать за статистическое правило? А статистическое правило православной Церкви я Вам привел. Именно что настаивает в общем случае по акривии на регулярном посещении богослужений для православного христианина. Иное, это уже икономия, отступление от нормы канона, в качестве пастырской практики. рост недовольства и проявления раскола между массой рядовых верующих и высшей церковной иерархией" - вообще какая-то лажа с раскольнического сайта, " В общем случае, речь не о расколах как таковых, хотя и они бывают (вспомните напр. еп. Диомида). Раскол здесь понятие общекультурное, в смысле разрыв, отрыв, а не церковно-правовое. Вам не приходилось слышать правой церковной народной критики в адрес высших церковных иерархов, преимущественно из ОВЦС? За филокатолицизм и экуменизм, за отрыв от верующего народа? Зайдите напр. на ТГ каналы вроде "Политправ" "Религия и политика" Александра Вознесенского или "Царский крест". Или скажем в ЖЖ ortheos у него есть даже специальный тэг "Убей ОВЦС -спаси издательский отдел"(напр данный пост https://ortheos.livejournal.com/3002821.html с таким тэгом). Может быть эти люди странные, православность их возможно сомнительная, я не берусь судить, но они есть и явление такое есть. Хотя я могу и еще аналогичные примеры из личной жизни и из ЖЖ дать, если нужно.
Цифры плавают по периодам, это известное явление. И? Факт опять же прост, усредняя, последние около 20 лет картина почти не меняется: православных около 70% +-5-6%, атеистов около 10% +-5-6%, мусульман около 5% +-1-2%, колеблющиеся около 5% +-1-2%, остальные в статистических погрешностях.
Измерять уровень религиозности по количеству пришедших на богослужение - такое себе занятие, в целом ни о чём, т.к. на этот акт влияет много факторов (напр. на снижение прихожан в церкви сильно повлияли ковидные ограничения 20-22 гг., которые сформировали определённую социальную привычку, отмечать дома, которую преодолевать ещё долго; причём эта привычка "по улалёнке" касается не только богослужений), не говоря, что с точки зрения логики поход в церковь сам по себе не показывает ни веры, ни неверия человека, напр. преподобная Мария Египетская, на пример которой указывал во время пандемии Патриарх, обосновывая призыв молиться дома и ограничить посещение храма, вообще в церкви ни разу в жизни не была и даже крещения, емнип, не принимала, что не помешало ей стать и являться одной из величайших христианских святых.
Ну а это: "рост недовольства и проявления раскола между массой рядовых верующих и высшей церковной иерархией" - вообще какая-то лажа с раскольнического сайта, в любом случае не имеющая никакого отношения к обсуждаемому предмету.
Reply
Возьмем, напр. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe, 2017 г. https://www.pewresearch.org/religion/2017/05/10/religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe/
Исследование с большой выборкой и охватом.
These are among the key findings of the Pew Research Center survey, which was conducted from June 2015 to July 2016 through face-to-face interviews in 17 languages with more than 25,000 adults ages 18 and older in 18 countrie
Православных 71 % на 2015 г.. Если сравнивать с 1970ми-80ми, то рост на сорок базисных пунктов (показателей религия играет значительную/большую роль).
Only 15% of Russians, for example, say their country was either “very religious” (3%) or “somewhat religious” (12%) in the 1970s and 1980s, while 55% say Russia is either very (8%) or somewhat (47%) religious today.
Участвуют в богослужебной жизни 10% православных и 25 % католиков. Relatively few Orthodox or Catholic adults in Central and Eastern Europe say they regularly attend worship services, pray often or consider religion central to their lives. For example, a median of just 10% of Orthodox Christians across the region say they go to church on a weekly basis.
Однако обратите внимание на фразу "In many Central and Eastern European countries, religion and national identity are closely entwined. This is true in former communist states, such as the Russian Federation and Poland, where majorities say that being Orthodox or Catholic is important to being “truly Russian” or “truly Polish.”"
However, the association between religious identity and national identity is stronger in Orthodox-majority countries than in Catholic ones.
“is superior to others” and to describe themselves as “very proud” of their national identity.
То есть , это и есть та самая национальная идентичность, русский -значит православный, поляк значит католик.
На первый взгляд все очень не плохо. Но вот если мы посмотрим уже исследование ВЦИОМ за 2023 год, то увидим интересную динамику в последнее время и устойчивый нисходящий тренд на число православных.
Опрос показал, что за три десятилетия роль религии в жизни россиян усилилась. В два с половиной раза выросла доля тех, кто называет религию очень важной для себя (с 6% в 1993 г. до 15% в 2023 г.), а в общей сложности доля россиян, для кого религия важна, составляет теперь 40%, четыре из десяти (1993 г. - 28%).
Спустя более чем тысячу лет православие остается самой распространенной конфессией в стране - 57% россиян относят себя к последователям этой религии.
На фоне роста религиозных настроений в обществе в последние годы выросла доля россиян, которые регулярно, минимум раз в месяц, посещают церковь (мечеть, синагогу). Если в 2012 г. таких было 7%, то в наши дни - 15%, в два раза больше. Но общий тренд - нисходящий, в целом в 2012 г. с разной периодичностью посещали церковь 71%, а сегодня - 66%. Сократился процент тех, кто посещает церковь (мечеть, синагогу) время от времени, сегодня это половина россиян - 51% (-13 п.п. к 2012 г.), а также вырос процент тех, кто не ходит в храм (2012 г. - 26%, 2023 г. - 31%).
Кроме того учтите,что есть православные, которые в Бога не верят:)
Православные россияне и россияне других конфессий чаще верят во все перечисленное, особенно в Бога (86% православных и 76% исповедующих другие конфессии), в рай верят 55% и 56% соответственно, в ад - 57% и 58%. А вот в ангелов (75%) и дьявола (62%) православные верят чаще, чем россияне других конфессий.
Теперь о демографических трендах "Среди 25-34-летних по 10% отмечают, что колеблются между верой и неверием, или называют себя верующими, но не относят к какой-либо конкретной конфессии. Можно сказать, что это поколение изменило тренд православия: те, кто младше, - уже преимущественно неверующие, а те, кто старше, - все-таки остаются в православии." https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring
Reply
И? Факт опять же прост, усредняя, последние около 20 лет картина почти не меняется: православных около 70% +-5-6%, атеистов около 10% +-5-6%, мусульман около 5% +-1-2%, колеблющиеся около 5% +-1-2%, остальные в статистических погрешностях." На самом деле, мы видим что картина меняется, и число православных начинает устойчиво снижаться. Вернее происходит диверсификация и поляризация.
"Однако, по мнению религиоведа Романа Лункина, она не связана с падением влияния Церкви.
"Снижается количество людей, которые называли себя "в целом православными", - уточняет эксперт. - Это разношерстная категория, в которой есть в том числе "неверующие православные", а также православные, которые не любят РПЦ".
По его словам, происходит разрушение так называемого проправославного консенсуса, когда к этой конфессии причисляли себя по этническому или культурному признаку. "Даже российские мусульмане могли декларировать уважение к православию и относить себя к этой общности", - объясняет Лункин." https://ria.ru/20230801/rpts-1887457963.html
Помните про русский значит православный? Вот с постепенным разрушением данной максимы и связано.
Это с одной стороны ведет к росту воцерковленности молодежи, осознанности ею своего религиозного выбора, переводу их политическую идентификацию (тут можете вспомнить и монархические братства Акадедемистов, и рост русского национального движения), с другой снижает общую долю православных, потому что та же молодежь теперь подходит к выбору более осознано,что приводит к падению религиозности по культуре в данной группе и снижению её в целом по выборке, а также росту ислама.
"В самой молодой группе респондентов - от 18 до 24 лет - значительный рост числа неверующих. Всего таковых 42 процента. Это на пять процентных пунктов больше, чем в 2019-м.
При этом среди 25-34-летних - значительное количество тех, кто либо колеблется между верой и неверием, либо считает себя верующим без привязки к конфессии (по десять процентов).
Если в целом по стране православных в 11 раз больше, чем мусульман (57 процентов против пяти), то в молодежной группе ситуация принципиально иная - 29 против девяти.
Специалисты видят закономерность в таких цифрах.
"Молодое поколение менее религиозно, чем старшее, - это всегда и везде так, - говорит Лункин. - Молодые люди в меньшей степени склонны относить себя номинально к православию просто по культуре".
При этом, если сравнивать с опросом 2019-го, количество юных православных даже выросло (было 23 процента). По мнению социологов, в молодежной группе особенно заметно такое явление, как волатильность религиозности." https://ria.ru/20230801/rpts-1887457963.html
Измерять уровень религиозности по количеству пришедших на богослужение - такое себе занятие, в целом ни о чём, т.к. на этот акт влияет много факторов , не говоря, что с точки зрения логики поход в церковь сам по себе не показывает ни веры, ни неверия человека, "
На самом деле, вопрос социологии религии, это вопрос прежде всего практический. Вопрос предсказания действий людей.
Вопрос посещения богослужений просто яркий маркер того,что религия не остается просто формальностью, а реально определяет поведение граждан, это хороший прогностический признак для оценки практической религиозности, есть корреляция.
Дам личный пример. Если во время моей работы в администрации г. Котласа у нас люди не желали добровольно жертвовать часть заработка на строительство храма, не смотря на декларируемую православность. И это совпадало с данными посещения богослужений (не посещали/посещали только на Пасху/Рождество).
Reply
Статистика разводов между неверующими и просто православными не отличается, опять формальная религиозность.
Поэтому показатель посещения богослужений важен.
напр. преподобная Мария Египетская, " Вообще -то, согласно православному вероучению святые -это живые боги по благодати. Стань святым и делай что хочешь.
От того "Дерзновение чудотворца не удобно возводить в правило" свт. Филарет Московский о молитве свт. Григория Двоеслова за умершего языческого императора Траяна.
Преподобная Мария Египетская и по воде ходила, согласно житию, а преп. Марк Подвижник и гору передвигал. Вы же не будете утверждать,что это можно брать за статистическое правило?
А статистическое правило православной Церкви я Вам привел. Именно что настаивает в общем случае по акривии на регулярном посещении богослужений для православного христианина. Иное, это уже икономия, отступление от нормы канона, в качестве пастырской практики.
рост недовольства и проявления раскола между массой рядовых верующих и высшей церковной иерархией" - вообще какая-то лажа с раскольнического сайта, " В общем случае, речь не о расколах как таковых, хотя и они бывают (вспомните напр. еп. Диомида). Раскол здесь понятие общекультурное, в смысле разрыв, отрыв, а не церковно-правовое.
Вам не приходилось слышать правой церковной народной критики в адрес высших церковных иерархов, преимущественно из ОВЦС?
За филокатолицизм и экуменизм, за отрыв от верующего народа? Зайдите напр. на ТГ каналы вроде "Политправ" "Религия и политика" Александра Вознесенского или "Царский крест". Или скажем в ЖЖ ortheos у него есть даже специальный тэг "Убей ОВЦС -спаси издательский отдел"(напр данный пост https://ortheos.livejournal.com/3002821.html с таким тэгом).
Может быть эти люди странные, православность их возможно сомнительная, я не берусь судить, но они есть и явление такое есть.
Хотя я могу и еще аналогичные примеры из личной жизни и из ЖЖ дать, если нужно.
Reply
Leave a comment