Leave a comment

noldo_ecthelion July 30 2024, 13:26:30 UTC
Далее относительно опроса ВЦИОМ 2010 года, на который Вы ссылаетесь.
Там речь по сути идет не сколько о религиозности как таковой, сколько о культурно-национальной идентичности.
К нему М.А. Тарусин давал следующий комментарий
Прокомментировать результаты исследования ВЦИОМ мы попросили главу социологического отдела Института общественного проектирования Михаила Аскольдовича Тарусина.
- Михаил Аскольдович, только что были опубликованы результаты исследований ВЦИОМ, согласно которым, 75 % населения России являются православными. Насколько можно доверять этим исследованиям?
- Это число мало что показывает. Современные социологи до сих пор не могут договориться, кого считать православными. Нет критерия, по которому можно определять религиозность. 70-75% - это всего лишь доля респондентов, на вопрос: «Относите ли Вы себя к какой-либо религии?» - ответивших: «Да, я себя считаю православным». Эти цифры мало говорит о религиозности человека. Основание в данной самоидентификации лежит в национальной традиции, в семейных традициях, в культуре. Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности.
- А каков реальный процент православных людей в России?
- Опять же - по какому критерию? Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один - два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %. Дальше могут быть градации по самым разным параметрам.
Таким образом, около 60% респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг - кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными.
...
Еще раз повторяю: 75% православных из исследования ВЦИОМ - это признак национальной идентичности, то, что объединяет сегодня нацию. А сколько у нас церковных православных людей - это совсем другой вопрос.

Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/skolko-pravoslavnyx-v-rossii/
Вот статья на Благовест инфо тоже за 2010 год
" Согласно данным социологического опроса, проведенного Фондом Общественное Мнение, увеличилось число людей, считающих себя православными. Опрошенным, идентифицирующим себя как православных, было предложено оценить себя по следующим опциям: «невоцерковленные православные» (их оказалось 37 %), «по возможности воцерковленные» (31 %) и «воцерковленные» - регулярно посещающие храм и причащающиеся Св. Христовых Таин (4 %)." https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33254
То есть, только 4% религиозного ядра действительно могут в полной мере считать себя православными.

Reply

konstantinus_a July 30 2024, 14:11:33 UTC
Это известная чисто идеологическая чушь, когда атеисты и исламисты, которым невыносимо, что большинство население православные, с одной стороны, и ультраправославные гордецы, которым ненавистно, что православное большинство размывает их возвышенную суперуникальность, с другой носятся с православонометрами и измеряют уровень православности, с одной конкретной целью - доказать всем, но главное самим себе, что "на самом деле" православных гораздо меньше заявленного.

Социологически это идиотизм - с точки зрения социологического измерения совершенно не важны богословские глубины (которые, в итоге, правильно может оценить лишь Бог; и многие нынешние геперправославные с православонометром на перевес, удивятся в день оный, когда Творец сочтёт многих, кто и в церковь-то сходил пару раз за жизнь, более православными чем они), но только и исключительно самоидентификация человека, и если человек идентифицировал себя православным, значит он православный и только это имеет значение в социологическом расчёте. Всё остальное это идеология и бессмысленная демагогия.

Reply

noldo_ecthelion July 30 2024, 14:30:49 UTC
Социологически это идиотизм - с точки зрения социологического измерения совершенно не важны".
Нет, Вы просто не знакомы с принятыми в социологии религии методами.
Там (в особенности на коллективном Западе) как раз и стремятся к максимально точному уяснению религиозной позиции, почему и составляют углубленные опросники, чего у нас, к сожалению, не делают.
Поэтому выделяют в ответах не просто неверующих, а выделяют и сторонников светских нонтеистических религий, атеистов, и агностиков, и светских гуманистов, и просто неверующих (апатеистов), вопросы на отделение деистов от итсистов, а их всех от теистических верующих, просто христиан (без деноминации), с вопросами на принадлежность к конфессии, в рамках конфессии на религиозную практику.
Это известная чисто идеологическая чушь,..." Разве сама Церковь, так не определила различать даже по канонам (и более того не считает таких верными христианами):.
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения» (80-е пр. 6-го Всел. собора)
Вот как объясняет Вальсамон (и все остальные толкователи данного правила) причину этого наказания:
«… ибо из этого открывается одно из двух - или то, что таковый не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо почему же он в течении двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божиим?» (толкование Вальсамона на 80-е пр. 6-го Всел. собора)
https://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenskij-sobor-80/
«В неделях и в праздниках завещавай не делати, яо приходити в церковь, якоже подобает Христианом: аще кто делает в неделю и в праздник, да отлучится». (ст. 162 Номоканона при Большом Требнике). https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1370
А это фактически против захожан "просто поставить свечку".
"Всех входящих в церковь и слушающих Священные Писания, но в нарушение порядка не участвующих в молитве с народом или уклоняющихся от причащения Евхаристии, должно отлучать от Церкви до тех пор, пока не будут в состоянии, исповедавшись, принеся плоды покаяния и испросив прощения, получить его. Да не будет же позволено иметь общение с отлученными и принимать в одной церкви тех, которых не принимают в собрании другой церкви. Если же кто-либо из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира будет в общении с отлученными, то да будет и сам вне общения как нарушающий церковное правило." (Антиох, 2) https://azbyka.ru/pravo/antiokhijskij-sobor-2/
То есть, можно было бы говорить об икономии в применении правил, но называть сам подход чепухой?!

Reply


Leave a comment

Up