О некоторых странностях в книгах Лю Цисиня

Jun 04, 2022 21:03




По поводу трилогии Лю Цисиня «В память о прошлом Земли», возникли некоторые интересные вопросы.
_
Кстати, кто не читал, непременно почитайте, это безусловно шедевр научной фантастики, одно из лучших произведений жанра:
_
У Лю Цисиня, при всей глубине и оригинальности книги и демонстрируемом уме, образованности и литературном таланте автора, есть несколько весьма странных, если не сказать абсурдных, поворотов сюжета, полагаю вызванных влиянием азиатской (в основном японской) аниме-манга поп-культуры.

Напр.. совершенно идиотская система "Держателя меча" (одному единственному человеку, выбранному на всепланетном референдуме, вручается условная кнопка "убить всех", нажатие коей приведёт к полному уничтожению вражеской инопланетной цивилизации, но так же и к последующему уничтожению земной цивилизации, т.е. уничтожить врага ценой своей жизни; и только один этот человек решает нажать на неё или нет в том или ином случае и никто не контролирует его решения) - эпично-романтичный, с точки зрения канонов аниме и манги, но в практической плоскости совершенно абсурдный институт планетарной безопасности.

Или военно-тактический бред, когда встречать вражеский инопланетный зонд отправились абсолютно все, в полном составе, земные ВКС, причём встретив его выстроились рядом с ним чётким строем как на параде с минимальной, как на параде же, дистанцией меж кораблями, создав все условия для своего массового уничтожения - тоже очень эпично-романтично, особенно если (когда) это экранизируют в виде аниме, но тоже совершенно абсурдно.

Но один момент особенно заинтересовал, тем паче, что он был ключевым сюжетным моментом несколько раз определявшим все последующие события и даже путь развития земной цивилизации в книге. Тут уже не манга и аниме, а какой-то странный психологический момент. Всякий раз когда человечество оказывается на грани полного уничтожения, в обществе, в том числе на высшем госуровне, начинает господствовать совершенно абсурдная с точки зрения русского, да и вообще европейского, человека идея, что спастись должны все или никто. Для русского и вообще европейского сознания очевидна обратная идея, что пусть лучше спасётся хоть кто-то, чем не спасётся никто. А Лю описывает идею не просто абсурдную с точки зрения практики, но прямо суицидальную для любого сообщества, в данном случае человечества; и именно реализация этого подхода, "все или никто", собственно, и приводит, по книге, в итоге к почти полному уничтожению человеческой расы, за исключением случайно уцелевшего экипажа одного космического корабля (с которого человечество и возродилось вновь).

Возник большой вопрос - вот эта абсурдная для нас идея, что или пусть спасутся все, или пусть все умрут - это Лю сам по себе придумал, моделируя выверты психологии человечества будущего, или в Китае действительно существует подобная особенность общественного менталитета? Кто-нибудь в курсе?

странное, Китай, книги, литература, общество, фантастика

Previous post Next post
Up