Православие как социологический вопрос

Jan 20, 2020 12:55




Меня всегда смешат персонажи с ручными православометрами наперевес, которые в ответ на информацию социологических опросов о том, что православных в России более 70% населения, с пеной у рта, с ультраправославных, с иноверческих или атеистических позиций, доказывают: "нет! нет!! нет!!! их так мало, что и незаметно!!", - и ультраправославные с гордостью ощущают себя настоящими Нэо избранными, а иноверцы и атеисты с облегчением ощущают себя большинством или хотя бы не меньшинством.

Но с точки зрения социологии, с точки зрения проблемы цивилизационной самоидентификации больших масс общества, эти православометрические изыскания выглядят просто нелепо, не говоря, что сами критерии уровня православности в самой церковной среде могут быть дискутируемы, т.к. очень уж большой разброс между обычным мирянином и святым пустынником, не говоря о таких вещах как, например то, что в православных святцах есть имена святых которые не только ни дня не жили по православным нормам, но даже и крещены не были, вроде того кто, по православному учению, стал первым насельником Царства Небесного (благоразумный разбойник, этот герой последней минуты, он насколько православным был с точки зрения господ с православометрами?) и т.п.

На эту тему хороший разбор Аркадия Малера:


Когда спорят, сколько у нас в стране "на самом деле" православных, то все время путают два абсолютно разных измерения - чисто социологическое и собственно церковное.

Для современной социологии "православный" это не более чем декларируемая самоидентификация, и если какой-то человек в предлагаемом соцопросе, где нужно выбрать между разными вариантами ответа о своей идентичности, ставит галочку напротив слова "православие", то этого вполне достаточно, чтобы считать его "православным". Точно также, когда какой-либо незнакомый человек говорит нам, что он, например, "мусульманин", то для нас этого вполне достаточно, чтобы считать его мусульманином.

Когда же мы пытаемся выяснить "степень воцерковленности" называющих себя православными, то это, конечно, дело очень интересное и важное, но только для социологии весьма неопределенное, потому что социология определяет социальную идентичность, а не личные убеждения.

В какой степени тот или иной человек "реально воцерковлен", это уже вопрос сугубо церковный и выясняется он по сугубо внутрицерковным критериям, о которых даже в самой Церкви не может быть абсолютной конвенции, ибо предела совершенства здесь нет. Как только мы внутриконфессиональные критерии личных убеждений будем опрокидовать в чистую социологию, то никакого достоверного результата мы никогда не получим.

Поэтому, когда говорят, что "настоящих православных" у нас не более 1-2-3-4-5%, то я каждый раз напоминаю, что таковых во все времена было очень мало, в то время как большинство просто следовало доминирующей культурной идентичности.
Источник

религия, Церковь, общество, Христианство, Православие, Россия

Previous post Next post
Up