О прошедшем празднике

Nov 05, 2018 12:44




По следам прошедшего вчера Дня народного единства, очень верное рассуждение Аркадия Малера о празднике и его проблемах в современном российском обществе и государстве.

* * *

Когда кто-то с упреком говорит, что, в отличие от революционного 7 ноября, праздник Народного единства 4 ноября в сегодняшней России “не прижился”, его “не понимают”, он слишком “надуманный” или “искусственный”, то если этот человек достаточно вменяем, он имеет в виду следующее: совершите в стране новую кровавую революцию, установите тоталитарный строй и заставьте всех каждые 4 ноября ходить маршем на парады и прочие шествия, организованные сверху, с розданными по разнарядке флагами и шариками, и тогда уже через поколение всё население страны будет по инерции воспринимать этот праздник как вполне “привычный”, “традиционный”, “естественный” и “органичный”. Иначе можно подумать, что у советского человека был выбор, что именно ему праздновать - 4 ноября гулять с триколором или 7 ноября с кумачом, и все как один выбрали второй вариант.

Однако одна правда в этой претензии есть: немногие граждане РФ способны внятно объяснить, что и почему их государство празднует 4 ноября, и хотя в этом незнании, прежде всего, виноваты они сами, ибо “ленивы и нелюбопытны”, существенная вина лежит и на самом государстве, потому что любое идеологически мотивированное нововведение без идеологии всегда будет вызывать у многих людей либо недоумение, либо равнодушие.

Отсутствие полноценной политической идеологии - это главный порок нашего государства, потому что любые, даже самые правильные императивы власти всегда могут быть оспорены как необязательные и бессмысленные, ведь за ними ничего нет, кроме временных пожеланий временно управляющей группы чиновников. И само введение праздника 4 ноября в этой ситуации может трактоваться как чисто политтехнологический ход по замещению 7 ноября, хотя какой в этом смысл, если даже через 13 лет (!) после этого замещения труп Ленина продолжает лежать на Красной площади, а уж коммунистическими памятниками и топонимами до сих пор усеяна вся страна?

Понятно, что единственной ценностной мотивацией всех идеологических шагов нашей власти является “сохранение единства” всех со всеми, такой своеобразный политический апокатастасис. Не случайно сам праздник 4 ноября назвали именно “днем народного единства”, а то вдруг кто-то обидится и подумает, что он на этом празднике лишний. Но, во-1х, это пантеистическое стремление к единству ради единства аморально, потому что заведомо уравнивает правых и неправых, палачей и жертв, и предполагает полный отказ от какой-либо однозначной этической оценки политических идей и деяний. А во-2х, это просто невозможно, потому что все люди все равно остаются сторонниками своих идеологический предпочтений и примирить всех со всеми это слишком наивная утопия.

Поскольку же никакой идеологии нет, то нет даже понимания того, как нужно было бы все эти 13 лет вести пропаганду этого праздника, ибо до сих почти все уверены, что это лишь искусственный новодел путинской системы и немногие знают, что этот праздник был введен уже царем Алексеем Михайловичем в 1649 году именно в честь освобождения Москвы от польских оккупантов. Промыслом Божием эта победа совпала с днем Казанской иконы Божией Матери, и в самой победе был именно религиозный смысл, потому что речь шла в первую очередь об освобождении единственного православного государства в мире от католической оккупации, ведь если бы польский королевич Владислав принял православную веру, то наша Церковь бы признала его власть и в России была бы польская династия, что для христианского средневекового мира совершенно нормально: тогда религиозная идентичность была принципиально важнее этнической. Но для того, чтобы все это объяснять на уровне системной пропаганды, необходима государственная идеология, а пока ее нет, будем довольствоваться постмодернистскими двусмысленностями.

Поздравляю всех с праздником Казанской иконы Божией Матери и Днем Народного единства!
Источник

Малер, русские, праздники, Богородица, Русская Идея, Россия, идеология, историософия, цивилизация

Previous post Next post
Up