1.
Церковь Казанской Иконы Божией Матери. 1780-1798гг.
2.
Напротив ворот усадьбы в 1780-х годах начинает строиться новый храм, задуманный и как семейная усыпальница Чернышевых.
Композиция храма уникальна для русской церковной архитектуры: два полностью симметричных прямоугольных объема, соединенные притвором. В восточном объеме располагалась сама Казанская церковь, а в западном − фамильная усыпальница. Так было задумано самим З.Г.Чернышевым, а вот кто именно воплотил в жизнь его идею - точно до сих пор не установлено. По мнению С.А.Торопова, проект принадлежит М.Ф.Казакову; другой исследователь, Н.Я.Тихомиров, полагает, что автором мог быть и В.И.Баженов. Поэтому чаще всего авторство приписывают архитектору казаковско-баженовского круга. Но когда З.Г.Чернышев, не дождавшись завершения строительства храма, умер, заботы по достройке достались его вдове Анне Родионовне.
3.
4.
В то же время недостроенный храм Остатки иконостаса Казанской церкви обрушился (возможно, из-за упавшей колокольни), и по просьбе хозяйки друг семьи Чернышевых, князь А.М.Голицын помог ей привлечь к строительству знаменитого архитектора К.И.Бланка. Под его руководством были восстановлены стены, завершены своды и начата внутренняя отделка. В создании проектов отделки участвовал и Баженов, но неизвестна степень его участия.
Два зеркально повернутых друг к другу объема соединены притвором с фронтонами по обеим сторонам; стены объемов украшают полуколонны. Два больших купола оканчиваются четырехугольными световыми барабанами с небольшими главками. С востока и запада к храму примыкают апсиды. Восточная - настоящая алтарная часть, западная же - ложная, позднее в ней был прорублен отдельный вход в усыпальницу. Высокие полукруглые окна по периметру храма придают ему ощущение устремленности вверх. Очень интересно убранство окон - их проемы внутри не гладкие, а также украшены розетками и рамками.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Позади храма видна бывшая колокольня, построенная значительно позже, в XIX веке в романтическом стиле. Современники утверждали, что она только испортила величественный вид храма. В советское время колокольня была переделана в водонапорную башню. Сейчас там нет ни колокольни, ни водокачки. Более новая колокольня разделила судьбу всей усадьбы Чернышевых − стоит в запустении.
11.
Внутреннее убранство даже сейчас, в состоянии полнейшей разрухи, приводит в восхищение. Оно явно богаче внешнего декора: полуколонны коринфского ордера поддерживают роскошный антаблемент, на колонны, также увенчанные коринфскими капителями, опираются паруса сводов.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Особое место в интерьере храма занимает надгробие фельдмаршала З.Г.Чернышева. Он был выполнен скульптором А.Триппелем в конце XVIII века. Часть деталей была выполнена Триппелем собственноручно, смонтирован памятник был уже в России. Каменную пирамиду-надгробие должны были обрамлять две статуи - Печаль и Слава. Сейчас памятник разграблен, последним с него исчез мраморный барельеф работы Шубина.
21.
Отделка так и не была завершена полностью, храм был освящен только в 1798 году, а останки фельдмаршала Чернышева вдова не успела перенести в мавзолей. В 1830 году здание горело, погибло внутреннее убранство и иконостас. Возможно, внутри храм так и не был расписан. В советское время церковь пришла в состояние полнейшего запустения, которое довершила война. Здание хотя и пострадало меньше, чем усадебный дом, но также не обошлось без попадания снарядов, а в самом мавзолее немцы устроили склад боеприпасов.
22.
После войны храм снова передали приходу, но в 1966 году умер настоятель и службы прекратились. Начатая в 1970-х годах реставрация также продлилась недолго; к счастью, успели по крайней мере сделать крышу. Сейчас храм закрыт, хотя через разломанные решетки окон при желании туристы попадают внутрь.
23.
24.
25.
Усадьба Ярополец Чернышёвых сложилась как дворцово-парковый ансамбль в первой половине 1760-х гг. Один из «молодых друзей» Екатерины, герой Семилетней войны с Пруссией, З.Г. Чернышёв в 1762 году неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в «фавор» попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы.
В Яропольце З. Г. Чернышев строит загородную резиденцию "Русский Версаль", богатый архитектурный ансамбль, в создании которого принимали участие видные зодчие XVIII века М. Ф. Казаков, В. И. Баженов и их ученики.
Роскошный дворец выстроен в стиле раннего классицизма с элементами рококо, подъезд к нему украшают ворота с высокими башнями в стиле раннего русского романтизма. Внутреннее убранство дома соответствовало его пышной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» - портретными барельефами на стенах.
На берегу Ламы был разбит великолепный парк, с оранжереями (также украшенными барельефами, привезёнными из Крымской Кафы), «храмом» в честь Екатерины II, с театром, и мечетью с двумя минаретами, сооружённой по поводу победоносного мира с Турцией в 1774 г. Весь комплекс усадьбы был обнесён каменной оградой.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Церковь Казанской Иконы Божией Матери в лунном свете.
34.
Церковь Казанской Иконы Божией Матери в лунном свете.
довоенные фотографии
Использовались материалы с сайтов: wikimapia.org, hramy.ru.