Схигумен Серафим (Бочаркин) в монашестве Лазарь бывший насельник Рославльского монастыря

Jul 02, 2013 20:08





Схиигумен Серафим (Бочаркин Иван Тимофеевич) принял схиму 3 апреля 2009 года и назван честь Серафима Вырицкого. До схимы игумен Лазарь. Родом с Кубани. 1927 года рождения. В 1930 году по коллективизации остался сиротой. Смоленский детский дом на Кавказе во время войны. Был недолго в оккупации на Кавказе. Первый раз наелся досыта в армии. До армии успел закончить 6 классов. Из пяти лет в армии последние три года служил поваром. После армии жил во Фрунзе и имел семью. На панихидах постоянно поминал женские имена и отрока Иоанна. Работал на заводе, а затем ездил по командировкам сварщиком стеклопроводов по предприятиям пищевой промышленности. В каждом городе, в который он приезжал, сначала шел в храм причащался, а затем приступал к работе. В последние годы перед поступлением в монастырь пономарил в Оренбурге и в Тамани.

В 45 лет поступил послушником в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Был иноком Василием, затем монахом Лазарем в честь святого праведного четырех дневного Лазаря. Затем был рукоположен в иеродиакона и служил в Александровском женском монастыре под Одессой, где у него сложилось определенное отношение к монашкам. В возрасте 60 лет был рукоположен в иеромонаха.

Когда он поступил послушником, то Одесский монастырь представлял уникальное явление - на 5 послушников было 19 игуменов (по его рассказу). Искушений было множество, и из монастыря он вышел с белой бородой.

После рукоположения в иеромонаха его жизнь протекала в Смоленской епархии. Служил в Болдинском монастыре, но его переделали в «молодежный монастырь» с предельным возрастом в 40 лет. Служил в Вязьменском монастыре, но его преобразовали в женский. Служил на приходе в лесу. Затем - Рославльский монастырь.

В 2000 году приехал в Новогрудскую епархию. Один год он пробыл в Большой Кракотке, что в 30 километрах от Слонима. Там под монастырь отдали часть деревенской школы. А 12 августа 2001 года епископ Гурий привез его служить в Свято-Елисеевскую церковь прихода деревни Гнесичи, которая в 2007 году стала частью Лавришевского Свято-Елисеевского монастыря. Был настоятелем церкви, наместником монастыря в сане игумена. А когда принял схиму, стал духовником монастыря.

Часто спрашивают: был ли о. Серафим прозорлив. Да, был, но вслух он от этого отказывался, а вот дар исцеления больных по его молитвам он признавал. Был у него и еще один дар - молитва за пропавших без вести. По его молитвам пропавшие без вести или приходили домой живыми, или давали знать, где находятся, или их находили мертвыми.

В первые годы частым послушанием было закапывание окопов вокруг братского корпуса. И когда засыпали дорожку на расстоянии двух метров от дома, то он сказал: «Здесь будут ходить МАЗы. Надо шире». Лес стоял черной стеной вплотную к дому, и представить это было невозможно. Но через три года здесь прошел МАЗ.

О. Лазарь очень гордился, что он иеромонах, ему очень нравилось ходить в полном монашеском одеянии с крестом или в филоне, и при этом он фотографировался с удовольствием. Он рассказывал, что, когда был еще в Одесском монастыре, его фотографировали иностранцы, и он видел свои изображения на обложках журналов из Австралии и Бельгии.

О. Лазарь проводил исповедь заинтересованно, то есть говорил с бабушками до тех пор, пока они не начинали «высыпать» на него свои грехи. Был такой случай. Привезли женщину, которая сама не ходила, и ее

несли двое мужчин на обычном стуле. На исповеди она бодроговорила о своих грехах (по выражению лица и манере держаться в ней можно было признать учительницу), но о. Лазарь мотал головой, отрицая ею говоренное. Видя это, она начала говорить более твердо и раздраженно, но о. Лазарь опять мотал головой, отрицая сказанное. Тогда она замолчала, и начал говорить о. Лазарь. Сначала она отрицала, качая головой. Затем она отрицала с негодованием. Затем она вся «обмякла» и кивнула головой «Да». о. Лазарь накрыл ее эпитрахилью и перекрестил. Через две недели эта женщина приходила своими ногами в монастырь, чтобы заказать благодарственный молебен.

Он уделял особое значение наличию абортов для мужа и жены, времени начала супружеской жизни, времени зачатия ребенка, венчанию, смешанным бракам. Был такой случай. Пришел мужчина, у которого все дергалось. о. Лазарь спросил, что с ним такое. Мужчина ответил, что у него недавно умерла жена, а его отправили на пенсию. о. Лазарь спросил его, а живы ли его родители. На что он ответил: «Да, хотя им по 86 лет». о. Лазарь сказал мужчине: «Передай своим родителям, что если они тебя любят, то пусть повенчаются». Месяца через три этот мужчина появился снова, но он не дергался и даже улыбался. На вопрос о. Лазаря, что произошло с ним, мужчина, расплывшись в улыбке, сказал: «Старики повенчались».

Будучи в Смоленской епархии о. Лазарь проводил отчитки. Но в Новогрудской епархии он их не проводил из-за отсутствия благословения. Да и сам он неоднократно говорил, что после отчитки человек должен поститься, причащаться, сменить работу и место жительства, если возможно. Иначе будет еще хуже, как и сказано в Евангелии. Если была необходимость, то он без откладывания служил молебен о болящем. С его слов, это таже отчитка только без заклинательных молитв.

Требования к трудникам у него были простые: не пить, не курить, к женщинам не ходить и в монахи готовиться. Когда приходил новичок, желавший монашествовать, и подходил к нему за определением ему молитвенного правила, он просил подойти к нему с этим вопросом через год, а этот год просто прожить в обители трудником. Когда приходил новичок с четками, он его неохотно, но благословлял на четки. Может потому, что сам постоянно «тянул четки». У него получалось 12 тысяч Иисусовых молитв в сутки. Один из трудников говорил, что о. Лазарь очень хороший человек, но его тяжело переносить в больших количествах. Место это сложное, и житие трудное.

Надо отметить, что его вера в Бога и Православие была простая и не книжная, но практическая. Он смело бросался на католиков и прочих с «шашкой наголо». А «ученые» православные порой его обвиняли в «язычестве».

Когда о. Лазарь был в Одесском монастыре, то каждый день до утренней службы купался в море, и это на протяжении 15 лет. И здесь он не оставил своей привычки, и в свой последний день, искупавшись в озере за фермой, возвращаясь в монастырь он умер. На месте его смерти духовные чада поставили крест.

Умер о. Серафим 23 июля 2010 года. Отпевание его совершил 25 июля архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий в сослужении духовенства Новогрудской и других епархий (откуда приехали его духовные чада).
О. Серафим по-прежнему помогает всем, кто приходит к нему на могилу с верою и призывающим его в боли и немощи.











Рославльская гимназия, Рославльский монастырь, Схиигумен Серафим (Бочаркин)

Previous post Next post
Up