Apr 28, 2011 11:37
- Юрий Борисович, расскажите, пожалуйста, о себе.
- Я закончил Куйбышевский государственный университет (ныне Самарский), родом с Урала, с 4 лет жил в Самаре, до защиты докторской диссертации. Потом перебрался в Москву, потому что сделал в Самаре всё, что от меня требовалось. Работал в газете, написал две диссертации. Работал в самарских газетах свободным корреспондентом, занимался культурой и наукой.
- Каковы были темы ваших диссертаций?
- Первая, кандидатская диссертация была по русскому свободному стиху в советское время 60 - 70 гг. Докторская была по проблемам взаимодействия стиха и прозы в русской литературе на временном отрезке XVIII - XX вв. Сейчас главный интерес вызывает научная дисциплина, которая называется стиховедение, теория стиха. Меня с самого начала интересовали не традиционные формы, а такие, которые возникали в результате взаимодействия, взаимовлияния стиховой и прозаической культуры. В докторской меня очень интересовали различные формы прозы, её строфическая организация по стиховой модели, прозаическая миниатюра и процессы, которые всегда были характерны для наиболее активных периодов русской литературы: «Золотой век», «Серебряный век» и конец XX в., так называемый «Бронзовый век».
- Какие авторы привлекают ваше внимание?
- У меня интерес к литературе чисто теоретический. Для меня нет авторов наиболее интересных. Иной раз интересный материал находится в произведении какого-либо неизвестного автора. Меня интересует плоть литературы во всём многообразии её проявлений. В последней моей книжке есть главы, посвящённые ведущим представителям русской литературы XIX, XX вв. В их творчестве есть условные аномалии, отклонения - то, из чего потом вырастает новая эпоха.
- Вы разрабатывали какую-либо особую теорию стихосложения, какие-либо методики?
- Методики, конечно же, есть. Но разрабатывать собственные теории стихосложения нет смысла, потому что есть очень хорошие теории. Другое дело, что их нужно как-то приспосабливать к другим, новым явлениям. Гаспаровская теория, на мой взгляд, живая, но её нужно творчески переосмыслить. Меня интересует не просто наука о стихе, а наука о ритмической организации любого текста, в том числе и художественного. В частности, занимаюсь теорией прозаической миниатюры. Жанр миниатюры долгое время считался малозначительным. На него мало обращали внимание.
- Легко ли быть филологом, писателем в современном мире?
- Как всегда. Филолог и писатель - это штучный товар. Если говорить о массовой профессии «учитель филологии», то ему сейчас труднее. Литературу всё больше сокращают в школьной программе.
- Как вы относитесь к тому, что с введением ЕГЭ плохо подготовленный абитуриент может поступить в институт?
- В том, что в хороший институт может поступить плохо подготовленный человек, нет ничего плохого. Если преподаватели сильные в институте, то они восполнят недостаток знаний студента.
- Что для вас значит русская филология и мировая филология вообще?
- Это очень интересно, когда умные люди обсуждают, трактуют, толкуют шедевры литературы. Это полезно для собственного развития, интересно для тех людей, которые в этом разбираются. Филология - это необходимая часть нашей духовной жизни.
- Сейчас модно быть человеком, разбирающимся в литературе?
- Не знаю. Не задумывался. Каждый человек должен заниматься тем, что ему интересно, тогда он что-то сможет сделать. А если человек ходит на работу, чтобы отработать и уйти, то толку не будет.
- Вы сами пишете какие-либо литературные произведения?
- Да, я поэт. У меня несколько книг вышло. Вообще, я считаю, что изучать литературу, не умея писать, - дело бесполезное. Чтобы понять Пушкина, нужно не только его творчество знать, но и самому уметь писать. Я пишу для себя. Никогда не выполняю план написания стихов.
- Какие литературные праздники вы организовываете?
- В этом году в пятнадцатый раз в Москве мы проводим фестиваль свободного стиха. На них собираются представители из разных городов и стран мира. Это дело добровольное, бесплатное. Это шанс показать себя молодым авторам и людям, которые уже давно пишут свободным стихом. Поначалу любители свободного стиха читали свои произведения аудитории, затем это превратилось в ежегодный фестиваль. В последнее время мы стали выводить фестиваль за пределы Москвы. Он проходит во многих городах России: Санкт-Петербурге, Твери, Нижнем Новгороде.
- Расскажите, пожалуйста, о журнале, который вы выпускаете.
- Этот журнал называется «Вестник гуманитарной науки». Это единственный сейчас в России журнал, который собирает информацию о научной жизни в области гуманитарной науки, то есть информацию о конференциях, готовящихся и прошедших, о новых книгах, выпускающихся в разных издательствах, о грантах. В журнале также содержится всякая другая информация для ученого и организации его научной работы. Совсем недавно мы ввели рубрику «Гуманитарные ресурсы Интернета». Ранее журнал выходил в традиционной печатной форме, а с этого года - только в электронной. На его страницах постоянно обновляется информация. Такое вот своеобразное издание.
- Как вы думаете, журналистика - это благодатное дело?
- В журналистике сейчас есть большая проблема - огромное количество малограмотных журналистов. Они не хотят ничего узнавать. А чтобы что-то узнать у знающего человека, нужно уметь слушать. Сейчас журналисты заранее придумывают, что человек должен сказать. Потом за него и пишут, вне зависимости от того, что он хотел сказать. Например, читаешь интервью с учёным, а он говорит всякую ересь, не знает даже терминологии своей науки. Я бегаю от юных журналисток из МГУ, потому что они чаще всего пишут всякую ерунду.
- Стоит ли в СмолГУ разделить журналистов и филологов и создать факультет «Журналистика»?
- Дело это опасное. Потому что даже в Москве нет специалистов по журналистике. А кто будет учить? Такие же выпускники, которых обучали непрофессионалы? Я считаю, что если у человека лежит рука, то он будет хорошо писать, если нет, то не стоит его мучить. Журналист должен иметь хорошее образование, и не обязательно филологическое. Если человек получит экономическое образование, то он будет писать хорошие материалы, касающиеся проблем экономики, будет хорошим экономическим обозревателем. Если человек получит юридическое образование, то он будет классно делать криминальные хроники и никогда не напишет никакой глупости, как очень часто это делают. Если человек инженер, то он может написать серьёзный материал о промышленности. И он будет заметно отличаться от материала, который напишет девочка-журналистка, никогда не видевшая промышленного станка.
Историко-литературный журнал «Странникъ»
Юрий Орлицкий,
Литература,
Странникъ историко-литературный журнал