ВЛАСТЬ

Feb 26, 2022 14:13

... Некоторые общественники занимают руководящие положение в коллективе в течении длительного времени. Избирая их из года в год на "руководящие должности", члены коллектива обычно исходят из того, что у этих людей есть организаторские способности, опыт общественной работы, необходимые умения. Все это верно. Но, с другой стороны, нередко случается, что среди тех, кто длительное время занимает "руководящее положение" в коллективе, немало людей с эгоистической направленностью. К активному участию в общественной работе их побуждают сугубо личные, эгоистичные мотивы: "быть на виду", завоевать популярность, занимать в коллективе более "высокое положение" по сравнению с другими. В этом случае искажается сам смысл общественной работы: вместо того чтобы быть направленной на удовлетворение интересов коллектива, она становится средством для удовлетворения личных интересов такого активиста.

Но дело не только в этом. Подобная направленность ведет к тому, что у человека формируется ряд отрицательных качеств: зазнайство, высокомерие, пренебрежительное отношение к товарищам. Известны случаи, когда длительное пребывание на "руководящей должности" в коллективе постепенно изменяло отношение школьника и к товарищам, и к самому себе. У такого активиста появляется ложное убеждение в том, что он занимает особое положение, что рядовые члены коллектива в чем-то хуже его: менее умны, способны, развиты. Положение рядового члена представляется ему унизительным. В общественной работе такого активиста привлекает то, что она позволяет ему выделиться среди остальных. Он начинает командовать, покрикивать на товарищей. Активность его проявляется больше на словах, в выступлениях на собраниях, чем на деле. Выполнять конкретную черновую работу он считает для себя унизительным и старается перепоручить ее рядовым членам коллектива. В его поведении все заметнее проявляются любование собой, пренебрежительное отношение к товарищам. Это порождает частые конфликты с окружающими. Понимая, что теряет былой авторитет и уважение, такой школьник порой объясняет все "несправедливым" к нему отношению товарищей; собственные промахи и срывы в поведении не принимаются им во внимание.

Так у человека вырабатывается завышенная оценка собственных возможностей. И если в реальной жизни он сталкивается с неудачами, которые ставят под сомнение его высокую самооценку, у него появляется стремление защитить сложившееся высокое мнение о себе. В результате он начинает искаженно воспринимать окружающую действительность, объясняя собственные неудачи различного рода объективными обстоятельствами. Этот механизм, который психологи назвали аффектом неадекватности, обычно проявляется у человека с эгоистической направленностью личности.

Разумеется, не сама по себе общественная работа портит таких людей, а отсутствие достаточной требовательности со стороны избравшего их коллектива.

Детская энциклопедия, том 7. Человек. Москва 1975

психология, власть, иллюзии, управление

Previous post Next post
Up