AA

Dec 02, 2019 15:37

Уильям Г. Уилсон - Карлу Густаву Юнгу
Январь 23, 1961

Мой дорогой доктор Юнг:
Это письмо - выражение огромной признательности, которое весьма запоздало.
Позвольте первым делом представиться: я Билл У. (Уилсон), соучредитель Общества Анонимных Алкоголиков (АА). Хотя Вы, конечно, слышали о нас, Я сомневаюсь, известно ли Вам о том, что Ваша конкретная беседа с одним из Ваших пациентов, мистером Х. Роландом, состоявшаяся в начале 1930-х гг., сыграла решающую роль в основании нашего Товарищества. И хотя Х. Роланд уже давно скончался, свидетельства его замечательного опыта лечения у Вас, безусловно, стали частью истории АА. То, что мы помним из отчета Х. Роланда о пережитом им опыте с Вами, сводится к следующему.
Изнурённый другими средствами лечения от алкоголизма, в 1931 году он стал Вашим пациентом. Полагаю, он пробыл у Вас в терапии приблизительно год. Его восхищение Вами было безгранично, и он покинул Вас с чувством глубокой уверенности.
К своему великому ужасу, вскоре он довёл себя до алкогольной интоксикации. Веря, что Вы - последняя спасительная пристань, он вновь вернулся к Вам в терапию. Последовавшая затем беседа между вами стала первым звеном в цепи событий, которые и привели к основанию Общества Анонимных Алкоголиков.
Я помню из его отчёта о той беседе, что: прежде всего, Вы открыто сказали ему о безвыходности (безнадёжности) его положения, какое бы медицинское или психиатрическое лечение он не предпринял в дальнейшем. Это Ваше искреннее и смиренное утверждение было, несомненно, первым камнем в фундаменте, на котором и построено наше Общество. Этот импульс, полученный от Вас, кому он так верил и кем восхищался, оказался чрезвычайно сильным, решающим для него. Когда же затем он спросил Вас, есть ли хоть какая-нибудь надежда, Вы ответили, что она может появиться лишь при условии, что он станет субъектом духовного или религиозного переживания, - выражаясь кратко, истинного преображения. Вы особо подчеркнули, что такой опыт, будучи пережит, может перемотивировать его, как никакой другой. Но Вы сделали предостережение, что, хотя такие переживания иногда приносили исцеление от алкоголизма, они, тем не менее, имели место сравнительно редко. Вы порекомендовали ему погрузиться в религиозную атмосферу и надеяться на лучшее. В этом, я уверен, заключалась суть Вашего совета.
Вскоре после этого мистер Х. вступил в одну из Оксфордских Групп евангелического движения, которое было в то время на пике своего успеха в Европе и с которым Вы, несомненно, были хорошо знакомы. Вы, разумеется, помните, сколь большое значение придают они принципам самопознания, исповеди, искупления и посвящения себя служению другим людям. Они уделяют исключительное внимание медитации и молитве. В их окружении Х. Роланд и обрёл опыт преображения, который помог ему на время преодолеть свою зависимость от алкоголя.
Вернувшись в Нью-Йорк, он стал активным членом действующей там Оксфордской Группы, возглавляемой епископальным священником, д-ром Сэмюелем Шумейкером. Д-р Шумейкер был одним из основателей этого движения и прослыл личностью, отличавшейся огромной силой убеждения и искренностью.
В это время (1932-1934) Оксфордские Группы уже помогли некоторому числу алкоголиков вернуться к трезвости, и Роланд, чувствуя, что он может особенно успешно солидаризироваться с этими страдальцами, направил свои силы на оказание помощи им. Одним из них оказался мой одноклассник Эдвин Т. («Эбби»). Ему грозило заключение, но мистер Х. и другой экс-алкоголик из «Оксфордской группы» взяли его на поруки и помогли ему вернуться к трезвому образу жизни.
В то время я сам страдал от алкоголизма и был под угрозой заключения. К счастью, моим лечением занялся доктор Вильям Д. Силкворт, а он чудесным образом оказался способен понимать алкоголиков. Но точно так же, как Вы отказались от работы с Роландом, он отказался работать со мной. Его теория сводилась к тому, что алкоголизм включает в себя два компонента - навязчивость (обсессию), понуждающую пациента пить вопреки его воле и интересам, и особое расстройство метаболизма, которое Силкворт позднее назвал аллергией. Алкогольное компульсивное поведение позволяло с уверенностью утверждать, что злоупотребление алкоголем будет продолжаться, а «аллергия» не оставляла сомнений в том, что страдающий этим заболеванием окончательно деградирует, сойдёт с ума или умрёт. Хотя я оказался одним из немногих, кому, как он считал, это может помочь, доктор в конечном итоге был вынужден сказать мне о безвыходности моего положения; меня тоже было бы лучше запереть. Для меня это стало сокрушительным ударом. Подобно тому, как Роланд был подведён к опыту трансформации (преобразующему переживанию) Вами, мой чудесный друг доктор Силкворт подготовил к аналогичному меня.
Узнав о моем плачевном состоянии, мой друг Эдвин Т. зашёл повидаться со мной ко мне домой, где я пьянствовал. То был ноябрь 1934 г. Я долго отмечал, что мой друг Эдвин - это случай безнадёжный. И, тем не менее, он пребывал в очевидном состоянии «выздоровления», которое никоим образом не могло наступить просто за счет его членства в течение короткого времени в Оксфордских Группах. И всё же это явное состояние выздоровления, так отличавшееся от обычной депрессии, потрясало своей убедительностью. Поскольку он был подобным мне страдальцем, он мог безоговорочно общаться со мной с огромной проникновенностью. Я сразу понял, что должен обрести такой же опыт или умереть. Я вновь вверил себя заботе доктора Силкворта, с которым мог добиться несколько большей трезвости и таким образом выработать более ясный взгляд на опыт выздоровления моего друга и подход к нему Роланда Х.
В очередной раз, очистившись от алкоголя, я обнаружил, что ужасно подавлен. Кажется, это было вызвано моей неспособностью обрести пусть слабую, но веру. Эдвин Т. вновь посетил меня и повторил простые формулы Оксфордских групп. Вскоре после того, как он меня покинул, я сделался еще более подавленным. В полном отчаянии я воскликнул: «Если Бог есть, Он явит себя». И тогда я почувствовал сияние огромной силы и протяженности, нечто такое, что позднее попытался описать в книгах «Анонимные алкоголики» и «АА достигает совершеннолетия» - основополагающих текстах, которые посылаю Вам.
Мое освобождение от алкогольной зависимости последовало незамедлительно. В тот же миг я осознал, что стал свободным человеком. Вскоре после этого опыта, мой друг Эдвин навестил меня в больнице и принёс мне копию книги Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта». Эта книга дала мне осознание того, что в большинстве своем переживания преображения, независимо от их многообразия, знаменуют глубинный крах Эго. Человек сталкивается с неразрешимой дилеммой. В моем случае эта дилемма была создана моим компульсивным злоупотреблением алкоголем и глубоким чувством безнадежности, которое было в значительной мере углублено моим врачом. Оно было углублено еще и моим другом-алкоголиком, когда он познакомил меня с Вашим вердиктом безнадежности уважаемого Роланда Х.
В результате моего духовного опыта пришло видение сообщества алкоголиков, в котором каждый идентифицирует и передаёт свой опыт последующим - принцип цепи. Если бы каждый страдалец передавал весть о научно доказанной бесперспективности алкоголизма в каждом новом случае, он мог бы помочь новичку стать более открытым для трансформирующего духовного опыта.
Данная концепция заложила фундамент того успеха, что достигнут Анонимными Алкоголиками к настоящему времени. Она сделала опыт духовного преображения - почти во всех его разновидностях, о которых писал Джеймс, - доступным буквально оптовыми партиями. За прошедшую четверть века случаи устойчивого позитивного эффекта в рамках нашей программы приближаются к 300-м тысячам излечившихся. В Америке и во всем мире на сегодняшний день существует 8000 групп АА.
Так что Вам, доктору Шумейкеру из Оксфордских групп, Уильяму Джеймсу и моему собственному врачу, доктору Силкворту мы, Анонимные Алкоголики, обязаны этой огромной благодатью. Как Вы сами теперь можете ясно видеть, эта удивительная цепь событий фактически началась много лет назад в Вашем консультативном кабинете, и её начальным звеном непосредственно стало Ваше собственное смирение и глубокое восприятие.
Очень многие вдумчивые члены АА изучают Ваши труды. Благодаря Вашему убеждению, что человек есть нечто большее, чем интеллект, эмоции и химикалии стоимостью в два доллара, Вы снискали наше особое расположение.
Как наше сообщество росло, развивая традиции для своего единства и структурируя свою деятельность, можно увидеть в статьях и памфлетных материалах, которые я Вам посылаю. Вам также будет интересно узнать, что в дополнение к «духовному опыту» многие члены АА сообщают о большом разнообразии психических феноменов, совокупный вес которых весьма значителен. Другие - после их выздоровления в АА - получили существенную помощь от Ваших последователей. Некоторых из них заинтересовала «Книга Перемен» («И Цзин») с Вашим замечательным введением.
Пожалуйста, будьте уверены в том, что Ваше место в истории нашего Братства и в наших сердцах несравнимо ни с чьим другим.
С благодарностью,
Уильям Г.У., Соучредитель Анонимных Алкоголиков

Карл Густав Юнг - Уильяму Г. Уилсону
Январь 30, 1961

Дорогой г-н Уилсон.
Ваше письмо меня очень порадовало.
У меня не было никаких вестей от Роланда Х., и не раз посещало желание узнать, как сложилась его дальнейшая судьба. В нашем с ним разговоре, который он вполне точно пересказал Вам, был один аспект, ему неизвестный. Причина, по которой я не мог всего ему сказать, заключалась в том, что в те дни мне необходимо было быть крайне осторожным в том, что я говорю. Я обнаружил, что мои идеи искажались, как только это было возможно. Поэтому, я был очень осторожен, когда говорил с Роландом Х. Но то, о чём я тогда действительно думал, было результатом обширного опыта работы с людьми его типа.
Его тяга к алкоголю была, на низшем уровне, эквивалентом присущей человеку духовной жажды целостности - Единения с Богом, выражаясь языком средневековья. Как же можно это озарение выразить словами так, чтобы оно не было превратно понято в наши дни?
Единственно верный и законный способ подобраться к такому опыту - это пережить его в реальности, что возможно только, если Вы идёте по пути, ведущему к высшему пониманию. Вы можете придти к этой цели благодаря снизошедшей на Вас благодати или благодаря честному личностному контакту с друзьями, или благодаря совершенствованию разума, выходящему за ограничения сухого рационализма. Из Вашего письма я вижу, что Роланд Х. выбрал второй путь, который в тех условиях, очевидно, был самым лучшим.
Я твёрдо убеждён, что принцип зла, превалирующий в этом мире, превращает непризнанные духовные потребности в проклятие, если только это не нейтрализуется истинным религиозным озарением или же защитной стеной человеческого сообщества. Обычный человек, не защищённый высшей инстанцией и изолированный в обществе, не может сопротивляться силе зла, которой очень соответствует имя Дьявола. Но употребление подобных слов влечет за собой такое количество ошибок, что нужно держаться от них как можно дальше.
По этим причинам я не мог дать Роланду полное и удовлетворяющее объяснение, но я рискую сделать это для Вас, ведь из Вашего очень честного, искреннего письма я могу заключить, что Вы достигли представлений, стоящих выше вводящей в заблуждение пошлости, которую обычно можно услышать по поводу алкоголизма.
Видите ли, «алкоголь» по латыни - «spiritus», одно и то же слово используется для обозначения, как высшего религиозного опыта, так и самого разлагающего яда. Полезная формула гласит: «Spiritus contra spiritum» (Алкоголь против Духа).
Ещё раз спасибо за Ваше доброжелательное письмо.
Искренне Ваш К. Юнг.

Перевод с английского Филатова Ф.Р. © 2015

зависимость, алкоголь

Previous post Next post
Up