Кочкор-бай

Apr 16, 2020 04:50

Записано художником Гр. И. Гуркиным от Петра Ив. Чичинова, инородца Кузенской волости, живущего в селе Ильинском.

До подданства Алтая России киргизы (прим., так тогда называли казахов) делали набеги на Алтай. Алтайцы их били, и киргизы тоже защищались; дрались чотпорами, род кистеней или батиков из берёзового корня. Чтобы иметь больше успеха в своих набегах, угнать больше табунов и увезти в плен больше женщин и девушек, киргизы взяли с собой своего богатыря Кочкор-бая.

Алтайцы скрылись в тайге вместе с табунами и всем, что у них было живого.
Два брата Толдой и Тузагаш, жившие по реке Кодаты, в которую теперь впадают две речки Толдой и Тузагаш, собрались на охоту и, оставляя своих жен, наказали им, чтобы они не бросали в реку щепок.



У старшего брата Толдоя жена была малоумная, как и сам он. Лишь только мужья уехали, она в тот же день натесала щепок и бросила в речку; она хотела узнать, что будет. Другая жена не знала этого.

Киргизам случилось переезжать брод на устье реки Кодаты, они увидели щепки и сообразили, что кто-то живет вверх по речке. Поехали искать и захватили все табуны, лошадей и овец, имущество и жен.

Мужья воротились. Тузагаш сказал:
- По приметам, не должно им далеко уехать. Они должны ночевать в Калын-арале, в "Густом тальнике".
Ночью поехали в погоню. У них были ружья тюлама-мылтык, то есть такие, которые заряжаются железной пулей, а порох зажигается фитилем. Ночью же они настигли киргизов, которые пировали около костра, ели овец. Тузагаш зажег трут и вокруг стана киргизов натыкал по кустам горящего трута; потом начал стрелять в киргизов.

Те, увидя вокруг себя много огней, подумали, что они окружены множеством людей; некоторые из них побежали, другие стали отстреливаться. Потом киргизы увидели, что врагов только двое; старшего брата застрелили, а Тузагашу пуля попала в живот и у него выпали кишки; он собрал кишки, убежал и сел на бом (утёс) Шиверта. Тут он сидел до рассвета.

Утром киргизы едут мимо, гонят табуны и везут полонённых жён. Кочкор-бай ехал впереди. Тогда Тузагаш крикнул:
- Балу аткан сыгынын мында jат! Подстреленный тобою олень здесь лежит!

Кочкор-бай оглянулся; при повороте кольчуга у него открылась немного внизу около луки седла. Тузагаш выстрелил в него последней, какая у него была, пулей, прошиб переднюю луку и отстрелил у Кочкор-бая кодок (phallus). Киргизы не дали упасть Кочкор-баю, положили его на верблюда и увезли домой...

Жены Кочкор-бая, которых у него было девять, плакали и причитали:
- Тугнуй тёмгеги ошкош кодоgынды каjдаiн караgajдын пудаgы ошкош каjaнды каjдаiн?
- С похожим на утёс, phallus-ом  твоим, что будем делать? С похожим на сук сосны, penis-ом твоим, что будем делать?

Затем они высушили его и в продолжении сорока дней каждую ночь причитали попеременно.

Г.Н. Потанин, «Казакъ-киргизскiя и алтайскiя преданiя, легенды и сказки», «Живая старина 1916», Петроград, типографiя В.Д. Смирнова, 1917

легенды

Previous post Next post
Up