Как создаются легенды на Алтае

Oct 29, 2018 17:10

Одно обстоятельство побудило написать меня настоящую заметку, чтобы показать, как иногда возникают легенды на Алтае с чудесным элементом, сочинителями которых нередко бывают русские мужички.



Летом 1910 года мне пришлось быть в селе Тюдрала Бийского уезда. Случай свел меня тут со стариком Казанцевым, местным богачём и кладоискателем. О нём я уже слышал много любопытного, а потому, естественно, искал только повода, чтобы зайти к нему и побеседовать. Само собой разумеется, что я завел речь с ним о том, как он искал калмыцкий клад и какие при этом были чудеса, о которых, хоть немножко, но знали почти все тюдралинцы. И вот, что рассказал мне Казанцев.

- Раз как-то пьяные калмыки проболтались, что прадедами в одной из пещер около Тюдралы, при нашествии китайцев, было спрятано много золота и разных драгоценных вещей. С трудом удалось от них узнать и приблизительное местонахождение пещеры, которое, собственно, представляет не одну пещеру, а ряд пещер, находящихся одна над другой. Эти пещеры соединены были сначала между собой ходами, которые калмыки, по приказу ойрота, завалили, чтобы китайцы на случай, если найдут пещеру, не проникли в самое последнее отделение, где были спрятаны драгоценности. В компании с двумя мужиками я начал искать местонахождение пещеры, которая то давала себя найти, то нет.



На мои вопросы, как это случилось, Казанцев ответил, что тут ничего мудреного нет: раз в пещере «добро», то она заколдована. Знать же себя пещера «то не давала, то давала» вот как: случайно они несколько раз натыкались на эту пещеру, но как только приходили с инструментом, то входа в пещеру не могли найти.

- В это время я познакомился, - продолжал Казанцев, - с ворожеем Мельниковым, который, при помощи своего зеркала, указал, что сокровища спрятаны в четвертом этаже, проникнуть в который сверху, постепенно переходя из этажа в этаж, очень трудно. Лучше, сказал мне Мельников, начать работу снизу, с ключа, находящегося рядом с речкой. Но мы не послушались: жаль было бросить начатой работы, так как мы были уже на втором этаже.

Однако, необыкновенный случай заставил нас отказаться от своего намерения. Раз, мы в поисках выхода в третий этаж, присели отдохнуть. Вдруг противоположенная стена пещеры стала подниматься, и мы увидели комнату, по середине которой стояло точило. Немного погодя камень точила, без видимой причины, завертелся и, чем дальше, тем быстрее и быстрее.
Мы сильно испугались и прекратили работу. После этого мы решили послушаться Мельникова и начать откапывать вход в пещеру с ключа. Мельников сказал нам, что будет «видение», но, чтобы мы не боялись его. Дня через три после начала работ на новом месте, около полуночи, появилась перед нами старуха-калмычка, которая обратилась к нам и сказала:

- Братцы, хоть вы силой берете клад, но вам он не достанется. Запрет на добро положен на сиротку 12-ти лет. Когда она явится, все само растворится, а теперь вы робите напрасно - только чувал из-за вас уронила, а печь все-таки цела.
- Еще через несколько дней, - говорил Казанцев, - мы прекратили работу, так как поссорились между собой.

Летом 1910 года, тех мужиков, которые работали вместе с г. Казанцевым в Тюдрале уже не было. Они поехали искать лучшей доли, а потому проверить «чудеса» Казанцева не было возможности. Несомненно, однако, что «творение» Казанцева, со временем, передаваясь из поколения в поколение, станет заправской легендой с чудесным элементом.

Я. Бирюков
«Сибирский архив» №2, 1916 год.

калмыки, былинки, пещера

Previous post Next post
Up