Случай на Иртыше с архиепископом Тобольским и Сибирским Георгием

Sep 18, 2018 16:29

23 августа 1851 года архиепископ Георгий посетил Бухтарминскую крепость, которая вместе с Семипалатинской областью входила тогда в состав обширной Тобольской епархии. Отслужив 24-го вечером в Бухтарминской церкви акафист Божией Матери, архиепископ 25-го рано утром решил сплыть до Усть-Каменогорска по Иртышу.



Иртыш между Усть-Каменогорском и Бухтармой, 1880-е, рис. П.М.Кошарова

Для преосвященного и его свиты были приготовлены два парома: один состоял из трех лодок с настилкой, другой - из двух. Первый паром обнесен был перилами и на нем была устроена для архипастыря палатка из кочмы. Для управления и гребли паромами в крепости даны были 6 казаков. Преосвященному сопутствовали всего около 25 человек.

25 августа в 6 часов утра паромы отчалили от берега. По желанию архиепископа, архиерейские певчие в течение часа исполняли различные духовные песнопения, относящиеся до водной стихии, как например: «…Воднаго зверя во утробе…», «Яко по суху пешешествовав Израиль…», «В Чермнем мори…» и др.

При отплытии из крепости путешественникам дул навстречу холодный ветер. С ранними приготовлениями к отправке все порядочно устали, и потому через час после отплытия участники путешествия почти все спали. Архиепископ тоже решил отдохнуть. Он вошел в палатку и уснул, по обыкновению, в полулежачем положении.



Бухтарминская крепость, 1818 г., рис. Г.И. Спасского

Бодрствовал только священник Ставровский, хорунжий Хлыновский и гребцы. Паромы держались правого берега Иртыша. Между тем ветер стал усиливаться и перешел в бурю. По Иртышу забегали «зайчики», что бывает только при сильном ветре, так как верховье Иртыша, благодаря большому уклону русла, очень быстро.

Требовалась большая бдительность, чтобы не наскочить на береговые скалы, в коридоре которых протекает Иртыш ниже Бухтармы. Через 25-30 верст плавания встретились так называемые «Частые острова». В этом месте около правого берега Иртыша держаться было не безопасно, так как в реку выходили утесы и течение с силой било к правому берегу.

Следовало заблаговременно переправиться к левому берегу Иртыша, что благоразумно и сделал второй, двухлодочный паром, плывший сзади. Казаки же первого парома упустили момент переправы, и, когда спохватились, было уже поздно. Едва архиерейский паром вынесло из узкого места Иртыша в более широкое, как сильным напором встречного ветра паром быстро поставило поперек реки.



Иртыш возле Усть-Каменогорска, 1880-е, рис.П.М. Кошарова

Вследствие этого обстоятельства, левая лодка парома моментально зачерпнула, и вся левая часть парома неожиданно оказалась залитой водой. Толчок от ветра был настолько силен, что архиепископа невольно поставило на ноги, причем левая рука его высунулась из палатки. За эту руку казаки выдернули преосвященного из палатки. Гребцы успели извлечь архиепископа вовремя.

Едва левая часть парома, где была устроена палатка, погрузилась в воду, как отдыхавший на этой стороне народ в испуге повскакал и снял палатку. На пароме поднялась сумятица. Другие лодки парома также стало заливать водой. Гибель была неминуема.

Видя это, священник Ставровский, для облегчения парома, бросился в воду, приглашая и других из свиты последовать его примеру. За ним выбросились в Иртыш священник Кусков, дьяконы Попов, Чафранов и три казака. Паром сразу значительно поднялся кверху. Ставровский, поддерживая паром, усиленно уговаривал метавшийся народ успокоиться и становиться на середину парома, в целях поддержания его равновесия.

Между тем пловцы заднего парома, заблаговременно переправившиеся к левому берегу, видя катастрофу первого, разгрузили свой паром и бросились на нем спасать погибающих. Усиленно действуя веслами, они подплыли к первому парому и бросили ему веревку, намереваясь буксировать пострадавший паром к левому берегу.

К несчастью, на первом пароме не успели быстро прикрепить веревку, и конец ее упал в воду. Снова задний паром поспешил к первому и вторично бросил ему чалку. На этот раз веревка была принята и прикреплена к парому. Пловцы-казаки действовали энергично. Опасность придала им силы.
Паромы несло на утесы, так называемые «быки», где лодки непременно бы разбило. Какие-нибудь 80-100 саженей отделяло путешественников от грозных «быков». Опасность, однако, была устранена. Люди насмерть боролись со стихией. Благодаря нечеловеческим усилиям, пловцам удалось выбиться из полосы, бившей к «быкам», и, страшно измученные путники, наконец, прибились к левой стороне Иртыша.

Тот час же на берегу был разложен огонь, около которого промокшие и продрогшие от холода и нравственных потрясений путешественники спешили обогреться. По недолгом совещании, решено было на уцелевшем втором пароме переправиться на правый берег реки, чтобы попасть на «Булошное Зимовьё» - станцию для проезжающих зимой по Иртышу (расположена ниже «быков»). Таких станций между Усть-Каменогорской и Бухтарминской крепостью, на протяжении около ста верст - две (другая «Таловское Зимовьё»).



Нижняя пристань в Усть-Каменогорске, 1880-е, рис. П.М. Кошарова

Между тем, выбросившиеся с первого парома, для облегчения его, в воду, поплыли к соседнему острову. Ставровский, одетый в два подрясника (холодный и теплый), и крытую сукном овчинную шубу, скоро выбился из сил. Во время плавания ему пришлось действовать только ногами, так как в правой руке он имел завязанную в узел иерейскую ризницу, а в левой - подушку.

Один из казаков, сопровождавший в воде духовных лиц к острову, и раньше приплывший к берегу, видя критическое положение Ставровского, сломал в кустах длинную палку и подал ее с берега священнику, с большими усилиями подплывшему к берегу. Помощь была оказана вовремя. Еще бы несколько минут, и Ставровский бы утонул.

Таким же образом казак помог выбраться на берег и выбившемуся из сил дьякону Чафранову. В то время, как Ставровский и его товарищи по несчастью вплавь старались достигнуть острова, паромы силою течения далеко унесло вниз. Пострадавший паром был потом разобран и две лодки из него были отправлены вверх по Иртышу, навстречу Ставровскому и его спутникам, которых казаки и приплавили к «Булошному Зимовью».Здесь все потерпевшие обогрелись чаем и теплом русской печи, возблагодарив Бога за спасение от явной гибели.

До Усть-Каменогорска оставалась еще добрая половина пути. Архиепископ решил, однако, отправиться сухопутьем…

Настоящее описание путешествия Архиепископа Георгия по Иртышу составлено на основании материала, занесенного Ставровским в церковную летопись села Глубокого, Змеиногорского уезда, Томской губернии (прим., ныне Восточный Казахстан), в 33 верстах от Усть-Каменогорска, где Ставровский священствовал более 30 лет. Холодная и продолжительная ванна в Иртыше не прошла для о. Ставровского безследно: он получил ревматизм, с которым потом и сошел в могилу.

Священник Борис Герасимов
«Сибирский архив», 1912 год, №8

P.S. А так сейчас выглядят описываемые здесь места. Иртыш зажатый горами и Усть-Каменогорской ГЭС, образовал водохранилище (фото апрель 2016 года).





Иртыш, былинки, Бухтарминская крепость

Previous post Next post
Up