Небольшой рассказ о системе дореволюционного сельского начального образования в наших краях. Интересно то, что в современном Казахстане, в отличие от царских времен, учитель уходит на пенсию в 63 года, независимо от выслуги, при этом имеет огромную бумажную нагрузку и другую общественную работу, помимо своей основной деятельности.
До революции 1917 года в границах Усть-Каменогорского уезда сельские школы принадлежали разным ведомствам: Министерствам народного просвещения, внутренних дел, земледелия, Кабинету Двора Его Величества, Сибирскому казачьему войску, епархиальному ведомству.
Не было ни одного села без школы. В селах с большим количеством дворов - даже несколько. Например, в Бобровке, Верх-Убе, Шемонаихе - три школы, в Согре, Тарханке, Секисовке - две.
В начальных школах всех ведомств дети обучались бесплатно, кроме того, они получали также бесплатно учебники, тетради, карандаши, ручки, перья, чернила, чернильницы привинчивались к партам. К учебникам и школьным принадлежностям относились бережно, т.к. родители несли материальную ответственность за каждую уничтоженную или испорченную вещь.
Занятия начинались с 1 сентября в одну смену с 9 часов утра; четыре урока по 50 минут, перемены по 10 минут, большая - полчаса. Дисциплина среди учеников была примерная: она держалась на страхе перед родителями и учителями. Наказание от родителей ученик получал вплоть до порки прутиком или ремешком по мягкому месту. От учителей - стойка на ногах за партой или у классной доски, стойка на коленях, оставление после уроков без обеда.
Успеваемость по процентам не учитывалась. 100% успеваемости по классу и школе не признавалось: дети не все одинаковых способностей и развития. Учитель пользовался доверием. Всеобщего обязательного начального образования не было, кроме школ Сибирского казачьего войска.
После окончания уроков в школе не проводилось ни кружков, ни общественной работы, учитель не занимался хозяйственной частью. На это был попечитель - выборное лицо от общества. Учителя школ Министерства народного просвещения, Кабинета Двора Его Величества получали зарплату по 30 рублей в месяц, остальные по 20-25 рублей. Из этого жалованья удерживались ежемесячно по 6 процентов в пенсионную учительскую кассу, и больше никаких удержаний не было.
Возьмем дореволюционного учителя средней школы, получающего 30 рублей в месяц, на иждивении которого жена и двое детей дошкольного возраста, его расход денег в месяц на питание (вес дан в килограммах, а не в фунтах).
Продукты
всего
всего, руб.
цена 1 кг
Мука-сеянка 1 сорта
40 кг
2-40
6 коп.
Мясо 1 сорта (говядина)
20 кг
1-60
8 коп.
Рыба (щука, окунь, налим)
10 кг
0-70
7 коп.
Масло коровье топленое
6 кг
1-50
25 коп.
Масло подсолнечное
4 кг
0-60
15 коп.
Молоко
60 л
3-00
5 коп.
Мед
4 кг
1-00
25 коп.
Сахар
3 кг
1-05
35 коп.
Компот
4 кг
1-00
25 коп.
Крупы (пшено, ячмень)
4 кг
0-40
10 коп.
ИТОГО: 13 рублей 35 копеек.
1 рубль 80 копеек удерживалось в пенсионную кассу (те самые 6 %). Таким образом еще оставалось 15 рублей. Пальто мужское драповое на вате, воротник плис стоило 15-18 рублей. Пальто драповое на меху с меховым воротником - 28 рублей, учительская суконная форма - 12 рублей, рабочая лошадь - 30-40 рублей, корова - 25 рублей.
Дореволюционный учитель начальной школы пенсию получал в размере месячного оклада, т.е. 100% не считаясь с возрастом, за 25-летний стаж работы.
Каждое сельское общество выделяло учителю 10 десятин пахотной и сенокосной земли, которую учитель обычно сдавал в аренду кулакам. За эту землю кулак осенью привозил учителю чистое зерно с одной десятины (40-50 пудов) и сена на три головы скота.
Дореволюционный учитель сельской школы получал квартиру с бесплатным отоплением и освещением. Если при школе не было квартиры, то получали квартирные 6 рублей в месяц. Одиночки-учителя жили на хлебах у кулаков и платили за хлебы 5 рублей со стиркой белья, а в отдельных селах - 3 рубля.
Летние каникулы начинались с 1 апреля и длились до 1 сентября. За каникулярное время жалованье учитель получал полностью. На селе учителем никто не распоряжался: ни сельский староста, ни волостной старшина, ни поп, ни урядник. Староста и волостной старшина беспрекословно выполняли все законные требования учителя, а иначе их ждало наказание от крестьянского начальника.
Сельский учитель имел авторитет среди жителей села, от каждого ему - честь и поклон, даже глубокие старики при встрече с учителем снимали шапку.
Этот рассказ был записан при жизни учителя - Германа Георгиевича Новикова и опубликован значительно позже в газете «Рудный Алтай» 27 мая 1995 года.
Герман Георгиевич родился 1 июля 1889 года в поселке Белоусовка (ныне Восточный Казахстан). Окончил сельское, затем городское уездное училище в Усть-Каменогорске. Сдав экстерном экзамены на звание учителя начальной школы с 1907 по 1917 годы проработал учителем Шульбинской начальной казачьей школы. В марте 1948 года был представлен к высшей награде - ордену Ленина, но 21 мая был арестован за «антисоветскую агитацию среди учителей города» (прим., наверное, за рассказы о старых временах). В октябре 1954 года был освобожден. На пенсию ушел в 1957 году из школы села Таргын Уланского района.
На фотографиях Н.Г.Катанаева училища Сибирского казачьего войска.