Усть-Каменогорск, 2 февраля 1884 года. Не оправдались надежды здешних кабатчиков, так как в трех питейных заведениях, открытых в казачьих поселках Барашинском, Красноярском и Уваровском, торговля «зельем» идет до крайности плохо, особенно в поселке Красноярском, в котором открыто целых два кабака.
Поселок этот, состоящий из 33 дворов с 206 душами об. пола, не привлек бы внимания кабатчиков, если бы рядом с ним не раскинулась большая и богатая деревня Красноярская. Наглые кабатчики задались мыслью споить крестьян этой деревни, отомстив тем самым обществу за невыдачу приговора на открытие в ней кабака.
Сообразили крестьяне красноярские, что эти два кабака, как жерла заряженных пушек, направлены исключительно на них. И чтобы отвратить беду неминучую, поторопились созвать сход, на котором постановили приговор, обязывавший всех односельчан «во вновь открытые кабаки не ходить и водки из них не брать». За нарушение этого приговора назначались штрафы, а в крайности и порка.
Пьяницы вздумали было обходить это постановление схода, покупая водку через казачков, но общество устроило строгий надзор за отлучающимися из деревни в поселок.
Теперь сидельцы этих заведений сидят себе на ярах красноярских да посвистывают, а на казачков надежда плоха, что с них возьмешь - раньше еще пропились в лоск.
Нельзя не порадоваться за красноярских крестьян, и не пожелать им до конца выдержать такой энергический отпор, какой устроили они своим опойцам.
«Сибирская газета» №8, 1884 год