Узкоколейка

Oct 31, 2017 11:46

Сто лет назад была запущена в эксплуатацию узкоколейная железная дорога Риддер - Усть-Каменогорск. Первый паровоз, поехавший по ней, потерпел крушение…



Из материалов Риддерского историко-краеведческого музея можно узнать, что строительство Риддерской узкоколейки началось в 1915 году. Годом ранее риддерские рудники получил в концессию британско-российский миллионер Лесли Уркварт. Одним из пунктов договора о концессии было обязательство по строительству железнодорожной ветки от Риддера до Усть-Каменогорска, чтобы обеспечить бесперебойную доставку концентратов на усть-каменогорскую пристань.

Начатое концессионерами в 1915 году строительство узкоколейки шло медленно, в режиме наименьших затрат. В 1917 году сразу после запуска ветки здесь потерпел крушение паровоз.

Еще в начале прокладки пути строители-железнодорожники неоднократно заявляли начальнику Лахтину, что полотно будет ненадежным. Они предлагали отвести линию от опасных горных обрывов, указывая, что рельсы и шпалы не соответствуют тяжелым паровозам и вагонам. Но Лахтин и управляющий рудниками Лессиг увидели в этих докладных записках призыв к забастовке.

О том, что узкоколейка была построена не слишком качественно, убедительно свидетельствует и докладная начальника железнодорожного узла Риддера И. Ф. Русанова от 1924 года, адресованная в горнопромышленное управление: «Радиусы и уклоны нарушают все существующие нормы с целью уменьшения земляных работ и взрывных. Путь не балластирован. Рельсы и ряжи старые, служившие много лет Рязано-Уральской железной дороге. Для крепления рельсов применялись старые шурупы. Мосты сделаны наспех, быки установлены не кесонным способом, а опущены прямо на грунт. Паровозы и вагоны, купленные у Рязано-Уральской железной дороги, старые, тяжелые».

После национализации всех рудников и разгрома белогвардейцев-колчаковцев концессионеры разрушили железнодорожное полотно и разобрали паровозы. До 1923 года перевозка концентратов из Риддера до Усть-Каменогорска осуществлялась тягловым способом.



Остатки моста

Восстановление и развитие железнодорожного сообщения от Риддера до Усть-Каменогорска и Рубцовска длилось до 1937 года и потребовало невероятных материальных затрат и человеческих усилий. Но они оправдали себя. Зимой в снегопады только по железной дороге и можно добраться до этого городка горняков.

Андрей Кратенко
Источник

прикосновение к истории

Previous post Next post
Up