Хотя городок наш выстроен в совершенно удовлетворительной в санитарном отношении местности, и мог бы похвалиться своим здоровым климатом, тем не менее каждое лето нас посещает ряд болезней эпидемического характера: дизентерии, лихорадки и другие, уносящие не малое число жертв. Так как природа, по всей вероятности, здесь не при чем, то, значит, виноваты сами люди.
И действительно, каждого свежего человека поражает та грязь и навоз, которые встречаются у нас на каждом шагу, причем последний часто служит материалом для мостовой. Весною же, а то и летом после таких дождей, какие были ныне, на улицах разводятся огромнейшие и глубокие лужи грязной стоячей воды, омывающей навозом замощенные тротуары.
В жаркое лето и вообще после дождя в сухое время вода в лужах загнивает, покрывается вонючим зеленым налетом, распространяя зловонные миазмы, а обыватели хворают себе, да похварывают. И никому до этого дела нет! Наши думцы и управцы не считают подобных забот в числе своих обязанностей и не принимают никаких мер к оздоровлению города, мешая это делать даже самим обывателям, если только кто-либо из них обнаружит хотя бы слабую инициативу.
Ведь довольно было бы двух - трех тысяч возов гальки, которою усеяны берега Иртыша и Ульбы, да затем нескольких водосточных канав, лужи бы исчезли, а вместе с ними исчезли бы и лихие болести, угнетающие нашего обывателя.
«Сибирская газета» №36, 1885 год.