Побег казачки

Mar 06, 2017 12:29

Это небольшое повествование переносит нас примерно в 1860-е годы. Станица Секисовская находилась в 30 км от Усть-Каменогорска, на территории Российской империи. Черным Иртышем издавна называли часть реки от истока, до впадения в озеро Зайсан. Властвовала здесь тогда Китайская империя.

В долине Черного Иртыша укрывается очень много беглых русских. При том, русских женщин, преимущественно казачек, здесь едва ли не более, чем мужчин. Причиной побегов женщин служит особенность казачьего быта и грубое отношение казаков со своими женами. Казаки, уходя в киргизскую степь на службу, оставляют своих жен в одиночестве более, чем на два года.



Обыкновенно они нанимают работников из киргиз, для тяжелых работ по хозяйству. В течении этого долгого времени нетерпеливые женщины нарушают брачные обязательства и сближаются со своими работниками. Если незаконная связь разрешится плодом, их ждут вечные побои. Тогда единственное средство для женщины - отдаться работнику на всю жизнь. На Иртыше не редки случаи романтических побегов казачек в степь перед возвращением мужей из отрядов.

Для примера мы приведем рассказ русских рыболовов о казачке Марье Васильевне, из станицы Секисовской. В то время, как муж был в отряде, Марья Васильевна привязалась к своему работнику киргизу. У казаков и при мужьях часты такие отношения их женщин к работникам. Очень часто приходится слышать, что в семье богатого казака, которая-нибудь из дочерей неравнодушна к работнику.

К возвращению мужа из отряда, Марья Васильевна с ужасом заметила, что она становится беременною. Впереди ее ждали вечные побои и преждевременная смерть. Вероятно, работник был человек решительный и с добрым сердцем и предложил ей бегство на Черный Иртыш, эту обетованную землю всех не ужившихся с сибирским обществом.

Марья Васильевна выбрала лучшее из своих ящиков. Снарядила плуг, который мог бы пригодиться в новом отечестве. Работника отправила вперед, будто рассчитала его и уволила. И чтоб замаскировать свое бегство наделала горшков и поехала продавать их в пограничный город Усть-Каменогорск. В деревне Согре она переоделась в киргизское платье, надела штаны и головной киргизский убор.

Между тем, ее любовник выхлопотал в Усть-Каменогорске пропуск за границу. В городе они соединились, переправились на степную сторону и укочевали на Черный Иртыш. Где и теперь, говорят, наслаждаются спокойным семейным счастьем.

Из очерка «О рыбном промысле на Цзайсане и Черном Иртыше. Отрывки из путешествия К.В. Струве и Г.Н. Потанина» 1864 г.
Благодарю за помощь  Elesh Schwerberg .

Секисовка, Иртыш, былинки, Зайсан

Previous post Next post
Up