М.И. Муравьев-Апостол в Бухтарминской крепости.

Jan 05, 2017 15:30

                                    
Издавна наш край был местом ссылки многих людей, чем-то провинившихся перед властью. Было это и в Российской империи, и в Советском Союзе. Край далекий от центра, край красивый и суровый - хоть и южная, но всё-таки Западная Сибирь.

Ссылали сюда целыми народами, например, поляков, после восстания 1863 года, или чеченцев, во время Великой Отечественной войны. Декабристы, народовольцы, петрашевцы. О некоторых из них написал, побывавший здесь в 1885 году, Джордж Кеннан в своей книге «Сибирь и ссылка». Председатель Совета министров СССР Г.М. Маленков около года был директором Усть-Каменогорской ГЭС.



Бухтарминские окрестности.

Но сегодня рассказ не о них. Речь пойдет о пребывании декабриста Матвея Ивановича Муравьева-Апостола в Бухтарминской крепости.

Что нам известно об этом человеке? Родился в 1793 году, в Санкт-Петербурге, в старинной дворянской семье. Потомок гетмана левобережной Украины Д. Апостола. Получил прекрасное образование в частном пансионе в Париже. Прошёл всю кампанию 1812, участник заграничных походов русской армии в 1813 - 1814 годах и взятия Парижа. Кавалер различных орденов. В 1823 году вышел в отставку в чине подполковника. Масон, член ложи «Соединённых друзей» и «Трёх добродетелей» (1816 - 1820).



М.И. Муравьев-Апостол (1793-1886).

Более подробную информацию о нем и его пребывании в Бухтарминской крепости можно узнать из книги А.И. Дмитриева-Мамонова «Декабристы в Западной Сибири» (М., издание Университетской типографии, 1895 г.). Что удивило из этого повествования, так это отношение царских чиновников к доносчикам, которые строчили кляузы на государственного преступника. Если кому-то интересно, давайте полистаем эту книгу вместе.

«Матвей Иванович Муравьев-Апостол, отставной подполковник, принадлежал к Южному обществу, предан был Верховному уголовному суду, и признанный виновным в умысле на цареубийство, а так же в том, что сам готовился к совершению онаго.
Участвовал в восстановлении деятельности Северного общества и знал умыслы Южного общества во всем их пространстве, и наконец, за действие в мятеже, в котором взят с оружием в руках, отнесен был указом правительствующего Сената, от 13 июня 1826 года, к первому разряду государственных преступников и осужден к смертной казни отсечением головы.



Указом, объявленным 10 июля 1826 года Верховному уголовному суду, по уважению совершенного и чистосердечного его раскаяния, по лишению чинов и дворянства, определен в каторжную работу на 20 лет, а потом на поселение.
Но и этому наказанию Матвей Иванович не подвергся, так как по обнаружению его переписки с братом Сергеем, в которой он удерживал брата и тайное общества от кровопролития и покушения против Высочайших особ, он, по Высочайшему повелению, по лишению всех прав состояния, сослан был на безсрочное поселение в Сибирь. А именно в Вилюйск.

16 марта 1829 года граф Бенкендорф уведомил генерал-губернатора Западной Сибири И.А. Вельяминова, что Его Императорское Величество, снисходя к всеподданнейшей просьбе жены генерал-майора Бибиковой, Всемилостивейше повелеть соизволил, чтобы брат ея, государственный преступник Матвей Муравьев-Апостол, переведен был из Вилюйска на поселение в крепость Бухтарминскую, находящуюся в Омской области.



И.А. Вельяминов (1771-1837).

5 сентября 1829 года, по прибытии в Бухтарминскую крепость, жил в отведенной ему комендантом крепости Шевниным квартире, в доме казака Щербакова, состоящей всего из одной комнаты. При этом за ним учрежден был, согласно данных инструкций, такой бдительный надзор, что комендант в рапорте своем об образе жизни и поведении вверенного ему преступника даже доносил о том, когда Муравьев-Апостол гулял по форштадту.

Такая обстановка жизни вынудила Матвея Ивановича, вскоре по прибытии в Бухтарминск, в письме к сестре своей, Екатерине Ивановне Бибиковой, жаловаться на то, что комендант крепости, будучи предубежден против него, запрещает ему выходить из крепостной ограды прося ее исходатайствовать ему разрешение завестись хозяйством вне крепостной ограды. Матвей Иванович, не зная данных коменданту начальником края инструкций о наблюдении за его поведением и образом жизни, относил все претерпеваемые им стеснения к произволу коменданта.



А.Х. Бенкендорф (1783-1844).

Письмо Матвея Ивановича, адресованное его сестре, сделалось известно графу Бенкендорфу, который в декабре 1829 года писал генералу Вельяминову, что «Муравьев-Апостол, на основании общих правил о сосланных на поселение государственных преступниках, может устроить себе хозяйство в Бухтарме вне стен крепости».
Данные графом Бенкендорфом указания послужили несколько к облегчению участи Матвея Ивановича. По получении от Екатерины Ивановны  2 тысяч рублей, ему разрешено было купить дом в Бухтарминске. А потому, в начале 1830 года он купил себе небольшой деревянный дом у чиновника Зелейщикова за 350 рублей, предположив остальные деньги израсходовать на приобретение пасеки и мельницы.



Карта укреплений Бухтарминской линии.

Комендант, полковник Шевнин, стал дозволять вверенному его надзору преступнику ходить одному по форштадту, как для оказания помощи некоторым лицам медицинскими пособиями, которые Матвей Иванович получал от сестры своей, так и для посещения «не только простых людей, но даже некоторых штаб и обер-офицеров, изъявивших желание иметь знакомство с преступником».

Как только сделалось известным генералу Вельяминову о той свободе, какою стал пользоваться Матвей Иванович с разрешения коменданта, немедленно было дано предложение начальнику Омской области учредить за Муравьевым-Апостолом надлежащий надзор «и вразумить полковника Шевнина, что в данных ему предписаниях нигде ни слова не сказано о дозволении Муравьеву-Апостолу ходить по форштадту к разным людям и чиновникам без всякого караула, а разрешено ему только устроить хозяйство вне стен крепости».



Бухтарминская крепость, рис. Спасского Г.И. из работы "Альбом видов, чертежей зданий и древних надписей Сибири", 1818 год

Вновь последовавшие стеснения свободы и приставленный комендантом караул, заставили Матвея Ивановича обратиться к генералу Вельяминову с объяснением своего тяжелого положения. Это письмо побудило генерала дать новые указания начальнику Омской области относительно надзора, с разъяснением, что «присмотр за государственными преступниками должен быть не в виде караула, а секретный, посредством тайного надзора».

Приведя купленный дом в порядок, обзаведясь мебелью, Матвей Иванович недолго жил в собственном доме. В начале 1831 года он отдал свой дом «единственно из человеколюбия, для помещения семьи члена Бухтарминской таможни Андреева, а сам перешел на квартиру в дом управляющего таможнею Крока, с которым и имеет один стол».
5 февраля 1832 года Матвей Иванович женился на дочери умершего священника, из дворян, Константиновой Марии Константиновне, которая, оставшись сиротою, воспитывалась у тетки своей Брант, жены чиновника Бухтарминской таможни.

После женитьбы три года жизни в Бухтарминской крепости протекли совершенно мирно для Матвея Ивановича. В начале же 1835 года пакгаузный надзиратель Бухтарминской таможни Петров донес начальнику Сибирского таможенного округа Короленко, что управляющий Бухтаминской таможней Макаров «состоит в непозволительных связях с государственным преступником Муравьевым-Апостолом» и посылает к нему для услуг, состоящих на службе казаков.



План Бухтарминской крепости и форштадта.

Для расследования на месте этого доноса был послан в Бухтарминскую крепость надзиратель Усть-Каменогорской заставы Андреев, который донес, что извет Петрова представляется совершенно ложным. Однако, последовавшие новые доносы, вызвали производство следствия.
Назначенный на место полковника Шевнина комендантом Бухтарминской крепости штабс-капитан Стражников, недовольный Матвеем Ивановичем и его женою за нежелание их ближе быть знакомыми  с ним и его семейством, донес начальнику Омской области генерал-лейтенанту Петерсону, «что хотя государственный преступник Муравьев-Апостол ведет себя хорошо, но имеет гостеприимную связь с начальником Бухтарминской таможни Макаровым. Сверх того Макаров давал казаков стеречь дом и имущество преступника, во время отлучек Муравьева в гости».

Это донесение Петерсоном было доведено до генерала-губернатора Западной Сибири Сулимы. Сулима предложил Петерсону произвести через благонадежного чиновника точное удостоверение о справедливости всего того. И до окончания расследования не доносить Его Императорскому Величеству.



Н.С. Сулима (1777-1840).

Производство удостоверения поручено было чиновнику особых поручений Маслову, который отобрав показания у чиновников Бухтарминской таможни, а также спросив разных сторонних лиц, донес генералу Петерсону, что доносы чиновника Петрова и коменданта крепости Стражникова представляются совершенно вымышленными, основанными на одной неприязни.

На основании этого расследования, по распоряжению генерала Сулимы, произведено было взыскание с доносчика, штабс-капитана Стражникова, всех расходов, затраченных казною при командировании чиновника Маслова. Не остался так же без наказания таможенный чиновник Петров, сделавший извет на непосредственного своего начальника - он потерял место и предан был суду.

В конце 1835 года начальник VII округа корпуса жандармов полковник Маслов донес графу Бенкендорфу о хорошем поведении Муравьева-Апостола и об отзыве подполковника Черкасова, проезжавшего через Бухтарминскую крепость вместе с генерал-майором Мусиным-Пушкиным, о том, что Муравьев-Апостол претерпевает в Бухтарме большую нужду, и по глубокому чувству своей вины, не смеет надеяться на какое либо участие.
По всеподданейшем докладе этого донесения графом Бенкендорфом, Его Величество Величайше повелел соизволить перевести Муравьева-Апостола в южную часть Тобольской губернии».

25 сентября 1836 Матвей Иванович выехал из Бухтармы в Ялуторовск. На этом семилетнее  пребывание М.И. Муравьева-Апостола в Бухтарминской крепости закончилось.
В дополнение хотелось бы сказать, что по амнистии 26 августа 1856 Матвей Иванович был восстановлен в прежних правах и вернулся из Сибири, о которой он впоследствии написал воспоминания. Ему было разрешено проживать в Москве и Санкт-Петербурге. Прожил он 92 года, на три года пережив свою жену.

Большая благодарность за помощь Elesh Schwerberg .

масоны, прикосновение к истории, М.И. Муравьев-Апостол, Бухтарминская крепость, история, крепость, Джордж Кеннан, декабристы, карты, Бенкендорф, Бухтарма

Previous post Next post
Up