Монастырь-крепость Аблайкит до раскопок.

May 25, 2016 12:09

                                     
Недавно у нас анонсировали проведение археологических раскопок на развалинах старинного буддийского монастыря-крепости Аблайкит (координаты 49.456641, 82.571035). Находясь в рабочей поездке, недалеко от этих мест, решил посмотреть, что на сегодня представляет собой монастырь. Ведь неизвестно, что останется после раскопок.

Чтобы читатели представляли, о чем идет речь, небольшая информация по теме, с иллюстрациями из работы «Путешествия профессора Палласа в разные провинции Российского государства» (подробнее можно прочитать здесь: http://rus-turk.livejournal.com/25950.html ).




Во второй половине ХV в. Восточный Казахстан захватывают западно-монгольские племена джунгар. Это была последняя в истории попытка образовать большую кочевую империю. Джунгарские феодалы-тайши пытались прочно освоить этот край, возводя крепости и буддийские храмы. Вследствие этого в Калбинском хребте у Сибинских озер тайши Аблай в 1654г. построил укрепление, а в нем буддийский храм с богослужебной библиотекой. В 1671 же году Галдан в ходе междоусобной войны захватывает Аблайкит и заставляет Аблая покинуть Верховья Иртыша. Подробности осады неизвестны. Во время штурма в Аблайките сгорел только верхний этаж дома, где жили ламы. Галдан, сам только что сложивший с себя в Тибете звание ламы, не тронул храм (пострадала только немного пристройка перед зданием). Храм с его библиотекой и крепостные стены остались стоять, обреченные на медленное разрушение.


 

Для исследования данного памятника ценны записки путешественников ХVII в., в частности посольства в Китай Ф.И.Байкова (1654-1658 г). В 1654 г. Московское правительство посылает для переговоров с Китаем посольство во главе с Ф. И. Байковым. Российское посольство едет в Пекин через владения тайши Аблая, передает ему "государево жалование", и зимует у него. Всего Ф.И.Байков пробыл у Аблая 7 месяцев и 7 дней, причем застал начало строительства Аблайкита. Из его записок следует, что оно было начато в 1654 году и окончено, вероятно, через 1 или 2 года.

В первой четверти ХVIII в., по указу Петра I, было организовано несколько экспедиций, в том числе И.Д.Бухгольца, (1715-1716г.) и И.М. Лихарева (1720) к верховьям Иртыша. Именно с 1720 г., после основания Усть-Каменогорской крепости, рукописи, доставленные с Аблайкита, были посланы Петру I, науке стал известен этот памятник.

Краткие сведения об Аблайките исходят также от путешественников-ученых ХVIII в - Страленберга (1730), Миллера (1750), Гмелина (1751), Палласа (1786), Фальке (1824). Все они обращали преимущественное внимание на Аблайкит.

К сожалению, являясь свидетелем множества военных баталий, Аблайкит не смог выстоять в перипетиях истории, и от былого его величия практически ничего не осталось. "Найденные в Аблайките рукописи были первыми, обратившими внимание ученого мира на восточно-азиатскую литературу", - справедливо отмечают новосибирские ученые О.Вилков и В.Завалишин. Не будет преувеличением сказать, что Европа впервые прикоснулась к сокровищницам буддийской литературы благодаря находкам, сделанным на Алтае. Примечателен и тот факт, что в ряде научных исследований Аблая называют "алтайским князем".



Аблайкит в 1818 году,  рис. Спасского Г.И. из работы "Альбом видов, чертежей зданий и древних надписей Сибири "

В XIX веке Аблайкит посетила первый фотограф Алтая и одна из первых российских женщин-фотографов Любовь Полторацкая. Вот ее фотография Аблайкита, опубликованная в альбоме, изданном в 1870 году.



Аблайкит в XIX веке. Фото взято здесь:  http://humus.livejournal.com/2415419.html

Близко подъехать к самому Аблайкиту не получилось - талая вода стоит по всей равнине между гор. Поэтому, оставив машину недалеко от первого из Сибинских озер, я по щиколотку в воде отправился к месту (около 1,5 км).



Коровы, которые на данный момент являются полноправными хозяевами этого коровьего рая, с недоумением провожали меня взглядом.



Ну, а вот, что я увидел с окрестных гор и в самом укреплении. Сравнивая рисунок Палласа с современными видами, понимаешь, что за 250 лет почти ничего не изменилось - та же степь, те же горы и та же вода, только следы человеческой жизнедеятельности меняются. Сидя на той же скале, что и профессор Паллас сотни лет назад, начинаешь понимать, какая ты былинка в вечности.







Территория монастыря была обнесена стеной, остатки которой из сланцевого камня и местного грунта местами достигают высоты 1,5 метра. Причем эта стена проходила и в пространстве между скалами, в верхней части комплекса.









В стене видно место, где были ворота, оно обозначено тесаными камнями.





Отчетливо выделяется высокий искусственный фундамент, прямоугольной формы, сделанный из тех же материалов, что и стены.



Чуть выше этого фундамента, в зарослях мелкого кустарника, в земле видно канаву и ров, отрытые в форме круга. В центре лежат большие камни - валуны. Что это было, не знаю. На фотографиях, сделанных с горы, эти круги не видно в кустах. Вот попробовал их снять вблизи.



По всей территории Аблайкита видны следы жизнедеятельности и мелкого, и крупного рогатого скота, и лошадей.
Вот такая прогулка получилась в конце мая 2016 года по монастырю-крепости Аблайкит. Посмотрим, что найдут при раскопках. Ранее здесь находили вот такие вещи (фото из интернета).



Сибинские озера, Иртыш, джунгары, Лихарев, буддийский монастырь, прикосновение к истории, Алтай, краеведение, история, Петр I, Аблайкит, крепость, буддисты, Паллас, Аблай

Previous post Next post
Up