Leave a comment

sofiya_tulip July 30 2014, 08:58:23 UTC
Я категорически против того, чтобы данные о ЗП были публичной информацией. В моей практике не было ни одного случая, когда утечка данных о размере ЗП привела хоть к чьей-то мотивации. Как правило, рядовой сотрудник задается только одним вопросом "почему это мне, такому со всех сторон хорошему, платят меньше чем тому парню?" и тот факт, что "тот парень" работает в 3 раза больше него и по ряду причин более ценен для фирмы, его совсем не заботит.

Бывают еще другие ситуации, когда сильный и опытный сотрудник получает меньше, чем борзый новичок. Почему так? Потому что старый сотрудник согласен добросовестно трудиться за 5 золотых монеток, он давно работает на фирме, он пустил тут корни, и свою зарплату он считает вполне приемлемой. А новенького приходится приманивать уже 8 монетами, а то уйдет к конкурентам, а вам срочно нужен второй специалист. Вопрос - что будет, если они узнают о ЗП друг друга? Мотивация? Нет. Старый сотрудник смертельно обидится, и не потому что ему денег не хватает, а потому что "не справедливо". А новенький возомнит о себе невесть что, потеряет уважение к коллеге и возможно начнет требовать повышения ЗП (по опыту могу сказать, что в 7 случаях из 10 люди требуют повысить им ЗП, совершенно необоснованно). Если вы считаете, что таких вариантов фирме быть не должно и всем нужно воздавать по заслугам, то это значит, что вы теоретик и никогда не руководили людьми и не распределяли зарплатный фонд в реальной жизни.

Маленькая история из личной жизни: лет 5 назад по наивности озвучила подругам, которые после института пошли на госпредприятие перекладывать бумажки "по специальности", свою ЗП, которая уже на тот момент была в 5 раза больше чем у них. Как думаете, сколько из них отойдя от приступа удушья жабой уволились с работы, где они сутками лазили в соц.сетях за копеечную ЗП и пошли покорять коммерческие структуры, где нужно постоянно работать, учиться и даже некогда в "три-в-ряд" поиграть? Правильно - ноль.

Reply

konst_borisov July 30 2014, 09:45:17 UTC
Софья, спасибо за подробный комментарий.
Чтобы столкнуться с ситуацией, о которой вы говорите, необязательно прям распределять зарплату. Достаточно просто поработать в коллективе.
Вы говорите "не было ни одного случая, когда утечка данных о размере ЗП привела хоть к чьей-то мотивации". Ключевое слово "утечка". Если мотивация падала при утечке, это не значит, что она будет низкой при заведомо открытых данных. Потому как если данные будут всем известны, открытой будет также информация о том "за какие заслуги" (я именно такой подход имел в виду, но не сказал об этом в записи, чтобы немного спровоцировать читателей:). То есть я считаю, что публиковать нужно не просто "сколько", но и "за что конкретно".
Из опрошенных мною людей эксперименты с публикацией зарплаты никто не проводил. Я это сделаю, как только представится возможность. Но, сами понимаете, большой выборки у меня не будет.
Софья, если вы распределяете фонд заработной платы, может проведете ради интереса такой эксперимент?:) Можно в небольшой проектной группе. А потом расскажете. Если сработает - будет для вас конкурентным преимуществом.
А сработает наверняка, потому что перед тем как открывать зарплату - вы перелопатите всю систему мотивации;)

Reply

sofiya_tulip July 30 2014, 10:25:47 UTC
В теории идея публиковать не просто "сколько", но и "за что конкретно" правильная, но на практике мня тяжело ее представить. Тем более, как я уже писала, зарплата не всегда формируется справедливо, а поднимать сотрудникам зарплату в 1,5-2 раза, чтобы подтянуть ее относительно остальных "для баланса и справедливости во вселенной" не всегда разумно.

И нет, я не планирую проводить эксперименты над своими проектными группами, ставя под угрозу их существование и сам проект. Подожду, может другой лихой камикадзе найдется.))

Reply

konst_borisov July 30 2014, 11:04:37 UTC
На практике раньше было трудно представить как это телега может ехать без лошади. Однако может. Только для этого пришлось подумать. Если думать лень, придется ехать на телеге.

Немного цинизма - это такое правило хорошего тона в бизнеса. Я понимаю. Типа мы тут дело делаем, некогда нам сопли вытирать - справедливость какая-то... Дело не в справедливости, а в решениях, которые помогут развиваться бизнесу в долгосрочной перспективе. Если взять две одинаковые компании, но с разным уровнем доверия, успешнее будет та, где доверие выше.

Кстати, это не теория, это мои домыслы (с элементом провокации).

Подумайте над экспериментом:) Напишете потом книгу про свою историю успеха (вне зависимости от результата:)

Reply


Leave a comment

Up