Ровно 5 лет назад не стало
Светы Голубевой.
В 2008 году мы с моей женой Сашей дали сайту «snipers1993.net» развёрнутое интервью о ней. Сегодня, в ночь её памяти, я выкладываю небольшой, вырванный из контекста фрагмент. Если тема покажется вам интересной, то читайте интервью полностью
ЗДЕСЬ, а ещё лучше зайдите
СЮДА - послушайте светкины песни, посмотрите видео, почитайте воспоминания других её товарищей. Её творчество стоит того, чтобы не забываться старыми ценителями и открывать себя всё большему и большему количеству неофитов. Я очень надеюсь, что вам оно тоже понадобится.
Click to view
Из воспоминаний о Светлане Голубевой
Фрагменты интервью Константина и Александры Арбениных
Константин Арбенин: Света, когда мы с ней в последние годы общались, говорила, что не помнит, как мы познакомились. У неё было такое впечатление, что мы были всегда знакомы. Но я хорошо помню, как было.
В году то ли в 92-м, то ли в 93-м проходил в Питере музыкальный фестиваль. Я не помню точно, как он назывался. Выступали разные молодые исполнители. Что-то вроде конкурса. Заключительный концерт фестиваля проходил в театре «Эксперимент» на площади Льва Толстого. У меня был друг Стёпа Ноздровский, автор-исполнитель. Он также принимал участие в заключительном концерте и позвал меня посмотреть и послушать всё это дело, и там, среди прочих, выступали дуэтом Светлана Сурганова и Светлана Голубева. Было много участников, с некоторыми из них я потом пересекался в жизни, но девочки произвели ошеломляющее впечатление не только на меня, но и на зал, который просто обалдел. Все так монотонно пели под гитару, и тут вышли две маленькие, внешне во всяком случае, девчонки с большущими гитарами. Гитары казались несоизмеримо огромными по сравнению с ними. И они вдруг взорвали зал своими звонкими голосами, разбудили всех. Помню, они пели «Когда устанешь» и ещё какую-то песню Светы Сургановой. Они произвели неизгладимое впечатление, и уже дальше мне было неинтересно смотреть концерт - после них ничего не воспринималось. Я тогда ещё у Стёпы переспросил, как их зовут, и записал куда-то. Мне настолько понравилось их выступление, что я сильно заинтересовался этим дуэтом и потом специально приходил к Стёпе смотреть видеозапись этого концерта.
"Время, когда это всё писалось - это было То время. Сейчас это другое время, и когда начинаешь во всё это погружаться, всё равно какой-то внутренний конфликт происходит. В то время это всё пелось, я пела, и мне было легче. То есть это было нужно мне, а раз это было нужно мне, то я могла ещё поверить, что это нужно людям. Мне сейчас это не нужно, это же не мое занятие - петь песни. Хотя они продолжают ещё писаться, но в основном в каких-то критических, депрессивных моментах, которые в жизни появляются, к счастью, всё реже".
Светлана Голубева, из ответов на записки
с выступления в музее-квартире А. Блока 20 марта 2004г.
Константин Арбенин: В то время пели свои песни в основном. Все сами сочиняли и много слушали друг друга, все друг в друга влюблялись. Это взаимообогощало, и творчество било ключами из всех. И действительно были настоящие открытия. Голубева, Сурганова - для меня это были открытия. Песни того периода и сейчас интересно слушать.
Александра Арбенина: Тогда, возраст такой был, когда все были друг в друге. Уже была накоплена какая-то база - «Аквариум», «Воскресение», Вероника Долина, Агузарова и прочее, но это уже было не актуально, интересовались только творчеством друг друга. Я вспоминаю, что, когда Света с Костей познакомилась, Костя пел свои песни без гитары и называл это супер-акустикой, и Света впитала все эти позвякивания, постукивания. У неё в песнях тут же разные звуки появились - пощёлкивания, изображение трубы. До знакомства с Костей этого не было. Света впитывала то, что ей нравилось. Она умела взять ото всех понемногу и всё это направить в свои песни. Например, долгое время в её вещах проскальзывала манера стихосложения, которую она впитала из творчества Долиной.
К.А.: Света Пугачёву часто слушала. Как раз, когда мы провожали Динку в Магадан, в аэропорту у Светки был плеер. Я спросил: «Что там такое?» Она, ничего не говоря, даёт мне слушать, а там Пугачёва поёт «Пришла и говорю». Я что угодно ожидал услышать, но не Пугачёву.
Многие её музыкальные пристрастия вообще меня ставили в тупик. Притом, что она сама писала такие тонкие стихи, такие песни изысканные и глубокие, она любила какую-то откровенную попсу. То есть, Пугачёва и Розенбаум - это самое лучшее из того, что она слушала. А были какие-то махровые попсовики, которых я и по именам не вспомню, это меня просто изумляло! Из зарубежной музыки она знала только Фредди Меркури, что, на мой взгляд, тоже не особо-то… Может быть, это я уже такой период застал, Саша вот говорит, что она и хорошие вещи когда-то слушала. И Долину слушала, и Левитанского читала. Но я очень хорошо запомнил, как однажды в нашем разговоре выяснилось, что Светка понятия не имеет, кто такие Мориссон и Кобейн. Это особенно странно, потому что, когда слушаешь её песни, возникает впечатление, что она обязательно должна быть в курсе всего этого, что все эти авторы, вся эта музыка где-то внутри неё существуют, причём не мёртвым грузом лежат, а питают собственное творчество. Вот, например, песня «Я хожу по крыше», которую я очень люблю и считаю несколько отличающейся от всего Светкиного творчества, - в ней, на мой взгляд, проскальзывают некоторые характерные музыкальные черточки группы «The Cranberries». Но при этом, я уверен, что она никаких «Cranberries» не знала. Хотя, возможно, слышала. Не может быть, чтобы она не имела никакого понятия об этом! У человека, который слушает только Пугачеву и Меркури, навряд ли могли появляться такие удивительные песни!
Был такой момент в году 98-м: у меня был творческий вечер, самый первый, и я пригласил Свету спеть на нём пару песен. Её и «Ночных Снайперов». Она выступила отлично, всем моим зрителям она понравилась и запомнилась, её очень хорошо принимали. И я был этому очень рад. И после этого в ней что-то, видимо, щёлкнуло, и она стала понемногу, если можно так выразиться, возвращаться на сцену. Последовало несколько совместных выступлений с «Ночными Снайперами» - презентация их альбома в «Зоопарке», и ещё какие-то мероприятия…
Всякие люди стали приглашать её поучаствовать во всяких сборных мероприятиях. Про её выступления даже Бурлака какие-то восторженные статьи писал в «Fuzz'е», кажется. Ну, если не статьи, то абзацы уж точно, - я сам читал. Это, так сказать, со стороны рок-н-ролла. А с другой стороны - есть такой питерский юморист Константин Мелихан, он её пару раз приглашал на свои творческие вечера.
А.А.: Я была на этом Творческом вечере в Театре на Литейном. Это было такое для нас значимое событие: Света нас пригласила, мы пошли - с сестрой, с родителями. Полный зал народа - Мелихан тогда был довольно популярным автором. Он её представил. Света спела, кажется, две песни.
К.А.: А я не был, но Светка мне потом рассказывала, что после этого выступления к ней подошел какой-то мужчина, судя по всему бард КСП-шного типа, и сказал, что из неё может выйти хорошая бардесса, но уж очень много лишнего в исполнении, в манере. Не понравились ему все эти дополнительные звуки, джазовые нотки, да и аккордов слишком много. Он предложил её подучить, позаниматься с ней пару месяцев и сделать из неё настоящую бардессу. Уж не знаю, куда она его послала…
2008
Читать интервью полностью, с подробными примечаниями:
часть 1 /
часть 2