Сегодня исполняется 90 лет одному из самых любимых мной отечественных кинорежиссёров -
Виталию Мельникову. Год назад в рамках проекта
"Пять выдающихся петербуржцев" я написал о нём небольшой текст (совсем не подозревая о грядущем юбилее). Сегодня самое время его повторить.
ВИТАЛИЙ МЕЛЬНИКОВ
Петербург для меня - это не только Эрмитаж и Пушкинский дом, но ещё и киностудия «Ленфильм», любимая и легендарная. В конце 80-х мне довелось на ней работать. В качестве чернорабочего я побывал на съёмках многих фильмов, но по-хорошему запомнилось только несколько групп, в которых процесс был действительно творческим, а режиссёр не просто разводил его участников по нужным местам, а непосредственно здесь и сейчас творил, созидал, создавал настоящее искусство. Такое яркое воспоминание - съёмки картины Виталия Мельникова «Первая встреча, последняя встреча...».
Впрочем, фильмы Мельникова я полюбил гораздо раньше, с самого детства, когда только стал открывать для себя мир отечественного кино. Помнится, сначала я увидел по телевизору блестящую экранизацию гоголевской «Женитьбы» - с неё и запомнил фамилию режиссёра. Каждый его фильм хотелось пересматривать: «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Здравствуй и прощай», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Ксения, любимая жена Фёдора», «Выйти замуж за капитана», «Чужая жена и муж под кроватью»...
Его картины не были такими прорывными, новаторскими, как, скажем, картины Авербаха или Асановой, Мельников всегда создавал то, что сейчас называют мейнстримом, но это был самый качественный мейнстрим, и, как бы это не парадоксально звучало, мейнстрим авторский. Эти фильмы точно отражали жизнь и время, в них были психологизм, человечность, доброта, но при этом они не были скучны и назидательны, в них всегда присутствовал юмор, ирония, это всегда были как бы трагикомедии, и всегда в них снимались великолепные трагикомические актёры. Поэтому и смотреть их всегда интересно - что в детстве, что сейчас. Авторский мейнстрим, который создавали Мельников и некоторые его коллеги (Масленников, Титов, Татарский) во многом определил лицо ленфильмовского кинематографа 70-80-х годов и более того - стал частью культурного кода людей моего поколения и моего круга, которых я условно называю последними октябрятами. А две его постановки по драмам Вампилова - «Старший сын» и «Отпуск в сентябре» - это вообще отдельная история, это больше чем фильмы, это откровения, незаживающие зрительские раны, ступени воспитания чувств.
Сегодня Мельников - один из последних могикан того «Ленфильма» и, стало быть, не просто человек и художник, а наше общее культурное достояние. Я, к сожалению, не смотрел поздних работ мастера (последнее, что видел, - «Луной был полон сад», очень достойная картина, со всеми характерными чертами мельниковского кинематографа) - надо бы наверстать этот пробел... Но старые фильмы пересматривать не устаю. А нынешней весной моя дочь Даша сходила на показ отреставрированной копии «Начальника Чукотки» и взяла у Виталия Вячеславовича автограф. Я счастлив, что мои кинематографические пристрастия передались дочери, что в них нашлось место и фильмам этого прекрасного петербургского режиссёра.
(с) Константин Арбенин, 2017.
Оригинал:
https://nevnov.ru/490687-poet-i-muzykant-konstantin-a..#виталиймельников #советскоекино #ленфильм