СТРУННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
( или парадоксы истории )
В постсоветский период попытки в упорядочении автомобильного движения за счет дальнейшего развития и совершенствования транспортной схемы в г. Москве пока не принесли значимых успехов.
В конце XIX века городским властям удалось разрешить транспортную проблему посредством устройства городского рельсового транспорта на конной и в последствии электрической тяги. Эффект выразился на том, что улицы были освобождены от массы конных экипажей, т.е. если таковой экипаж перевозил в среднем 2 пассажиров, то фактически при тех же габаритах вагон двигающий по рельсам вез уже несколько десятком пассажиров.
В советский период метрополитен развел транспортные потоки, за счет переноса пассажиропотоки под поверхность земли. Это была частичная реализация еще дореволюционных предложений по развитию транспортной семы Москвы за счет строительства в Москве туннельных и "акведуковых" сетей железнодорожного транспорта. Метрополитен фактически остановил развитие московского трамвая, предоставив возможность развиваться автобусному и троллейбусному транспорту.
Оккупация в последние годы улиц Москвы личными автотранспортными средствами привела к массовым заторам. Если таково веление времени, то рационально выглядит освобождение улиц Москвы от наземного общественного транспорта, за счет перевода пассажиропотоков на иной уровень. Внедрение монорельсового транспорта не подходит из-за климатических условий, - "легкое метро" рационально только в определенной ситуации нового строительства. В этих аспектах при реконструкции транспортной схемы Москвы целесообразно обратиться к "струнным" транспортным системам, тем более что приоритет в этих разработка принадлежит России.
СПРАВКА
1. Россия. Проект СТЮ (Струнный Транспорт Юницкого)
Автор: Юницкий Анатолий Эдуардович
Тел./факс (+7-095) 116-15-48
http://
www.unitran.ru e-mail:
office@unitran.ru
СТЮ в г. Озёры Московской области, октябрь 2001 г. Имитатор модуля - модифицированный автомобиль ЗИЛ-131 весом 12 тонн
Система представляет собой два специальных токонесущих рельса-струны (изолированных и один от другого, и от опор), по которым на высоте 20-30 м и более движутся четырехколесные высокоскоростные электромобили. Благодаря высокой ровности и жесткости струнной путевой структуры, система позволяет развивать скорость до 250-350 км/час (в перспективе - до 500-600 км/час). Отличительные особенности СТС - низкий расход материалов на строительство, незначительное отчуждение земли (в 150-200 раз меньше, чем для автомобильных и железных дорог), малые энергозатраты, низкая себестоимость проезда пассажиров и перевозки грузов. Посредством струнной дороги можно перевозить свыше 100 тыс. пассажиров и более 200 тыс. тонн грузов в сутки. Да и строить струнные трассы дешевле: километр железной дороги обходится в 3-5 млн. долл., автомобильной - в 5-10 млн. долл., затраты на прокладку километра струнной системы обойдутся лишь в 0,6-1,5 млн. долл. Пропускная способность, при двухпутной трассе, может достигать до 0,5 млн. пассажиров и 1 млн. тонн грузов в сутки.
Система может способствовать созданию новых поселений типа линейных городов, в том числе в труднодоступных для заселения местах (горы, шельф океана, тайга, пустыня). Один из важных аргументов в пользу этой системы то, что она весьма устойчива в отношении стихийных бедствий - землетрясений, оползней, наводнений, ураганов, мало зависит от неблагоприятных климатических условий - туманов, дождей, гололеда, пыльных бурь.
ТЕХНОЛОГИЯ струнной системы проста: устанавливаются столбы-опоры, к ним крепятся рельсы, изготовленные на основе преднапряженных струн (каждая набрана из нескольких сотен высокопрочных проволок и помещена в защитную оболочку, заполненную антикоррозионным составом). По этой подвешиваемой на высоте 5-30 метров трассе будут двигаться четырехколесные транспортные модули с приводом от дизельного двигателя. Идеально ровный рельсовый путь позволит автолету развивать скорость до 350 км/ч.
На рисунках, вместо модуля по струнной дороге взбирается военный «ЗИЛ» обычной комплектации, за исключением дополнительных средств по защите водителя, и оснащенный специальными металлическими колесами.
НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ВОЗМОЖНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТЮ
Наименование проекта или трассы СТЮ
УКВ
Срок окупаемости, лет
Грузовая трасса
для перевозки медной руды "Рудник "Снегирихинский" - обогатительная фабрика пос. Белоусовка" (80 км)
0,17
3,0
Грузовая трасса
протяжённостью 50 км 0,18
8,3
Грузовая струнная транспортная система
для перевозки угля в условиях севера России (70 км)
0,24
4,0
Грузо-пассажирская струнная транспортная система
"Озёры - Москва" (105 км)
0,30
3,2
Технологическая трасса
для перевозки щебня "Глушковичи - Ельск" (125 км)
0,31
- *
Двухпутная грузопассажирская трасса
"Большой Утриш - Анапа - станица Благовещенская" (50 км)
0,91
11,0
Струнная транспортная система в природно-ландшафтном музее-заповеднике
"Коломенское" (3,8 км)
1,26
1,5
Высокоскоростная двухпутная грузопассажирская транспортная магистраль
"Красноярск - Лесосибирск - Игарка - Дудинка - Норильск" (1800 км)
1,33
8,1
Кольцевая двухпутная грузопассажирская струнная транспортная система
"Шереметьево - Быково - Домодедово - Внуково - Шереметьево" (261 км)
1,38
6,5
Пассажирская однопутная транспортная система
в историческом центре города Гетеборг (10 км)
1,52
3,4
Высокоскоростная грузопассажирская транспортная магистраль "Абу-Даби - Дубай - Шарджа" (138 км)
2,02
4,5
Струнная транспортная система
в Малайзии (850 км)
2,5
5,0
* трасса эксплуатируется для собственных нужд
Примечание:
УКВ - Удельные капитальные вложения на 1 км строительства транспортной системы, млн. USD по курсу 2001 года.
Графические иллюстрации проекта СТЮ
2. США. Проект Airtrain (аэропоезд)
Авторы: Elvest L. Lehl and Glen W. Zumwalt
"Airtrainи" - это высокоскоростная система, состоящая из рельса в форме перевёрнутой буквы "Т" и аэродинамических транспортных средств". Эти средства, по сути, являются самолётами необычной и, естественно, уникальной конструкции. Как и полагается, у них есть крылья - два спереди, два сзади - и электродвигатели с пропеллерами - две штуки.
Эти самолёты на небольшой скорости - те же вагончики монорельса, а когда аэропоезд достигает скорости 85 узлов, они в буквальном смысле летят, не касаясь рельса. Если не считать подпружиненного контакта, благодаря которому самолёты Airtrain "питаются" электроэнергией. В то же время, многочисленные датчики и сенсоры, управляемые бортовым компьютером, не позволяют самолётам с этого рельса соскочить.
Сама дорога состоит из двух параллельных друг другу рельсов для движения в обоих направлениях и опор, которые должны стоять через каждые 30 метров.
В зависимости от модели, Airtrain был бы способен везти от 72 до 92 человек с максимальной скоростью 320 км/час. Тормозить аэропоезд должен путём изменения угла пропеллеров, а на небольшой скорости так же, как и монорельс.
По замыслу авторов проекта, в аэропоезде могут разместиться до 92 человек
Макет самолёта Airtrain готовят к испытаниям в аэродинамической трубе Как и в случае с
AVT-TRAIN, была изготовлена действующая модель аэропоезда небольшого размера, с которой проводились испытания. В том числе и в аэродинамической трубе.
Серьёзных недостатков испытания не выявили, но некоторые детали были доработаны и усовершенствованы. Само собой, разработчики пишут, что строительство и эксплуатация Airtrain обойдутся дешевле, чем всяческие поезда на "магнитной подушке", монорельсы и струнные дороги. Вопрос номер пять: сколько будет стоить сама дорога, сколько самолёты, а сколько всё вместе. Элвест Лель и Глен Зумволт, не моргнув глазом, отвечают: дорога - $7,3 миллионов за полтора километра(!), каждый самолёт от 11 до 16 миллионов долларов, а вся система протяжённостью около 450 километров - всего-навсего $2,06 миллиарда!
P.S. «Комсомольская правда»
(
http://www.kp.ru/daily/22523/16483/)
Глава Озерского района подорвался на струнной дороге? По одной из версий, чиновник стал жертвой любви к неординарным проектам
Лариса ВАСИЛЬЕВА, Анна СЕЛИВАНОВА - 02.04.2002
В воскресенье вечером на Ленинградском шоссе на воздух взлетела черная служебная «Волга». Машину с номерными знаками «3110» протащило по шоссе еще несколько метров, прежде чем из объятого пламенем авто попытались выбраться оставшиеся в живых. Судьба сохранила жизнь только тем, кто разместился на переднем сиденье - водителю машины и сотруднику дежурной службы главы администрации, которые получили легкие контузии. Глава Озерского района Владимир Сащихин и его супруга Нина, ехавшие в Москву на заднем сиденье, погибли от взрыва. По свидетельству медиков, смерть наступила мгновенно - семейную пару просто разнесло на куски.
По рассказам очевидцев, за минуту до взрыва с «Волгой» поравнялась вишневая «девятка», из которой якобы высунулся ствол гранатомета и прицельно пальнул по машине чиновника.
Но после осмотра обломков «Волги» эксперты пришли к другому выводу. Под задним сиденьем удалось обнаружить остатки взрывного устройства, равного по мощности 200 граммам тротила. Не исключено, что вишневые «Жигули» не случайно поравнялись с машиной Озерской администрации. Сыщики не исключают, что взрывное устройство было приведено в действие с помощью дистанционного пульта, который как раз располагался в «девятке». Сейчас следствие отрабатывает обе версии произошедшего.
Помимо административной деятельности и усилий по возрождению Озерского района (погибший даже возглавлял одноименный фонд), Владимир Всеволодович прославился продвижением уникального проекта - струнной дороги. В Озерском районе уже работает опытный стенд транспортной системы будущего столетия. Особый электромобиль должен передвигаться по струне со скоростью 500 км в час. Первая ветка дороги должна была соединить город Озеры и населенный пункт Заречье. По ней должны были возить кирпич с кирпичного завода к озерскому терминалу строительных материалов. Мало того, по поводу строительства струнной дороги Владимир Сащихин вел переговоры в США, Канаде, Малайзии, Израиле, Китае, Тайване и ряде европейских стран. Не исключено, что внедренческий энтузиазм стал причиной гибели главы района. Как нам стало известно, из-за предполагаемого строительства первой струнной дороги именно в Озерском районе сюда было решено перенести строительство крупного завода, который должен был дать рабочие места и прибыль другому району Московской области.
Фенита ля комедия!