Самый дорогой особняк Нью-Йорка может уйти с молотка.Что касается нижнего сегмента, например, к нему относится и «Глория Джинс», H&M, Forever 21, то эти бренды повысят цены не более чем на 10%, и то только осенью, так как девиз этих брендов - value for money - заставит их больше ориентироваться на потребительский спрос, а не на прибыль.
Мало какой компании удастся похвастать двукратным ростом годовой выручки. Тем более на 23-м году жизни и в кризисное время. Но это удалось «Глории Джинс», выручка которой выросла в прошлом году на 94%. Более того, владелец компании Владимир Мельников собирается повторить прошлогодний рекорд и в 2011-м г., а к 2015 г. вообще увеличить продажи в пять раз. О том, какой подход позволяет работать на нашем рынке с такой эффективностью, а также о слабых и сильных сторонах этого рынка.
- И в чем же заключается ваш рецепт развития?
- В постановке целей. Знаете, у Мандельштама есть строки:
«Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен,
Твой жребий страшен и твой дом непрочен!»
Наша цель к 2014-2015 гг. достичь оборота в 41 млрд руб., открыв 700-800 магазинов. По итогам 2010 г. общие продажи «Глории Джинс» составили 9 млрд руб., розничная сеть насчитывала 350 магазинов. Это будет уже не только российский и украинский рынок (на котором у нас уже есть более 20 магазинов). Мы сейчас как раз находимся в стадии обсуждения стратегии выхода розничной сети на глобальные рынки. Видение «Глории Джинс» заключается в том, что каждая Золушка мечтает стать принцессой.
А в целом, мы как компания и я, в частности, как ее владелец, хотим быть одними из тех, кто создаст новый облик России: «страны не дураков, а гениев». Это уже Тальков.
- А что вы думаете о нынешнем положении дел на российском рынке одежды? Уже полгода ряд ритейлеров предрекают существенное подорожание одежды в связи с двукратным ростом стоимости хлопка на мировых рынках. Насколько состоятельны эти разговоры, на ваш взгляд?
- Выиграет тот, кто последним поднимет цены. Но повышение касается в первую очередь среднеценового сегмента. Например, Inditex и ее брендов: Zara и другие. Они уже подняли цены на 15-20%. И осенью, скорее всего, они еще повысятся на 15-20%. Что касается нижнего сегмента, например, к нему относится и «Глория Джинс», H&M, Forever 21, то эти бренды повысят цены не более чем на 10%, и то только осенью, так как девиз этих брендов - value for money - заставит их больше ориентироваться на потребительский спрос, а не на прибыль. А денег у потребителей больше не будет. Что касается дорогих марок, то, скорее всего, там не стоит опасаться повышения цен. У них и так первоначальная маржа более 80%.
- Кстати, о наценках. Вообще-то про 80% вы, кажется, смягчили. Если почитать в интернете, создается впечатление, что рядовые покупатели уверены, что цены на одежду в России выше в разы, нежели за границей...
- В России одни из самых высоких заградительных пошлин в мире, причем на все виды продукции. В Бразилии, например, тоже, но там инвестиции в промышленность составляют в десятки раз больше, чем у нас. Нигде, кроме России, нет такого налога, который рассчитывается на килограммы. Представьте себе рубашку, которую продают за 600 руб., и другую, которую продают за 6000 руб. Согласно положению о таможенном налоге, за обе рубашки надо заплатить, исходя из ставки $5 за 1 кг. Для того, кто продает рубашку, майку, джинсы и прочее дешево, например H&M, «Твое», «Глория Джинс», таможенный налог составляет от 40%-100% и даже больше от таможенной стоимости. А тому, кто продает дорогую одежду, - а это ЦУМ, ГУМ и все бутики - пошлины обходятся от 5% до 10% таможенной стоимости, так как вес практически одинаков. В США и других нормальных странах ставка одинакова - в основном до 7%, максимум до 13% от таможенной цены. Которую, кстати, при желании легко проверить.
- Тем не менее, несмотря на эти барьеры, число иностранных сетей в России понемногу растет. Год назад вышла Uniqlo, которая, кстати, тоже столкнулась с проблемами на таможне...
- Хотим мы этого или не хотим, но для того, чтобы не быть выброшенными в третий мир, Россия вынуждена будет интегрироваться в мировое пространство. Если не изменяться интеллектуально и технологически, то мы только проиграем и Россия исчезнет как государство. К сожалению, Россия проигрывает развитому миру по всем параметрам. И ритейлеры не исключение. И те розничные компании, которые не вкладываются в научно-исследовательские работы, в изучение глобальных трендов, уйдут с рынка.
- Несколько лет назад в одном из журналов вас охарактеризовали как человека, постоянно ищущего все новое и прогрессивное по миру. Вы сейчас упомянули о научно-исследовательской работе, а что конкретно из этого вы делаете у себя в компании?
- «Глория Джинс» - это компания, которая расположена в провинции и которая не имеет никакой поддержки: ни административной, ни «человеческой». Поэтому нам нужно много работать, много думать. Так как все умные уезжают в Москву и далее, мы вкладываем более 50% нашей прибыли как раз в научно-исследовательскую работу, и это дает нам хорошие плоды.
«Глория Джинс» не сильно озабочена стремительным ростом ради роста. Как говорил первый московский мэр Гавриил Попов во время несправедливой приватизации: «В третьем поколении все станет на свои места». Правда, он не думал, что страна выберет путь «стабилизации», которая длится уже более 10 лет, но и до третьего поколения еще достаточно времени.
- Россия вообще способна стать заметным игроком на одежном рынке? Может ли у нас вырасти собственное производство уровня мировых брендов?
- Когда мы поднимаем эту тему, наверное, не совсем уместно говорить с придыханием только об иностранцах. 30 лет назад образовались две маленькие компании, выросли они в относительно небольших странах, которые к тому же не являются законодателями мод и не особо заметны по части розничной торговли одеждой. Сегодня эти две маленькие компании являются величайшими мировыми брендами. Это испанская Inditex и шведская H&M. В одной стране 46 млн населения, в другой - 9,5 млн. А сколько человек живет в России? Неужели у нас не найдется 10-20-50 человек, которые поднимут престиж нашей страны?
- Да, но все же наша текстильная отрасль находится в плачевном состоянии. Разве у нас есть хоть малейший шанс повторить бум текстильного производства, который в свое время произошел в Турции и Китае?
- Думаю, что такого шанса у России нет. Да и не надо. У нашей страны другие государственные приоритеты: оборона, здравоохранение, образование. Мы должны восстановить хоть какой-нибудь паритет в области новейших технологий. Наконец, нам необходимо свое полноценное сельское хозяйство, которое дает действительно реальную безопасность. Ведь из двух основополагающих факторов жизнеобеспечения человеческого рода - отсутствия голода и холода - необходимость полноценно питаться все-таки на первом месте. Голод превращает человека в животное в прямом смысле слова, а холод ведет только к скованности и оцепенению, как и страх. Поэтому забота государства и вливание денег в развитие агропромышленного сектора - это нормально и оправданно. Пусть даже если разворовывается при этом половина средств. К тому же в России сокращаются человеческие ресурсы, особенно активная часть населения.
Что касается легкой промышленности, то на самом деле есть одно-два возможных и необременительных решения для государства для того, чтобы подстегнуть ее развитие. Во-первых, закрыть все вещевые рынки, как один из главных рассадников бандитизма, сращенного с нижней властью. А то вырастили схему: бандиты плюс милиция плюс местная власть плюс подпольные цеха и плюс продажная таможня.
А во-вторых, необходимы серьезные льготы. Очень весомые льготы тем, кто соберется открывать небольшие фабрики в заброшенных, депрессивных городах, поселках городского типа. И это как раз ничего не будет стоить государству; города, о которых я говорю, сейчас мертвые города.
- То есть вы поддерживаете инициативу московского мэра Сергея Собянина по закрытию всех вещевых рынков? Но как же кризис, падение спроса, необеспеченные слои населения? Ведь для них рынок - это возможность покупать по средствам.
- Это естественный процесс. В последние годы открытые рынки сократились в общем товарообороте на рынке одежды с 70% до 40-50%. По моим подсчетам, в ближайшие три года, если даже ничего не менять, их доля уменьшится до 30%. Что касается продуктов питания, если не ошибаюсь, то доля открытых рынков до кризиса составляла около 40%, а сейчас она не больше 20%. Это хороший результат.
Если бы в России и во всем мире кризис не залили деньгами, результат благоприятных изменений для всемирной и российской экономики был бы намного выше. Хотя и жертв было бы больше. Только не тех, о которых вы подумали, жертв среди «власть предержащих», как в бизнесе, так и в политике. Случилось то, что случилось. Но еще не вечер.