Автомобилями мы мальчишки тех лет страшно интересовались. Мои «молочные» годы прошли в детском туберкулезном санатории под Москвой, где моя мать работала врачом. Раз в неделю приезжала полуторка с продуктами для кухни, и пацаны были тут как тут. Там было все интересно, и педали и сиденья, а руль с какими то рычажками у сигнала… Очень редко приезжали блестящие «ЭМКИ»
блестящие «ЭМКИ»
а то вдруг заруливал легковой сверкающий ЗИС горздравотдела.
Ну в таких случаях нас - мелюзу оторвать от них было просто невозможно.
Когда я перешел в 5 класс в семье появился автомобиль. Отец работал на режимном предприятии и, по тем временам, зарабатывал не плохо. Жизнь была тяжелая и мать сильно рассердилась, она экономила каждую копейку стараясь прокормить семью, а отец скопил на «Победу».Правда в те времена машины продавались по себестоимости или даже ниже с целью раскрутить потребителей.
Мы много ездили по Подмосковью, посещали подмосковные музеи, домик Чайковского, Абрамцево и многие другие. Я и младший брат забирались в салон и с восторгом трогали приборы и ручки, за что нас частенько журили. На «победе» ездили на Кавказ, в Крым, тщательно собирались в эти поездки, начиная с ранней весны.
Отец сказал мне, что в Москве есть клуб «Юных автомобилистов»
( КЮА)
и я помчался туда поступать. Школа была организована при ДОСААФ, имела небольшие удобные аудитории, хорошие методические пособия и преподавательский состав из бывших фронтовиков.
Всю осень и зиму в любую погоду ездил на занятия от «Алешинских казарм» (теперь пересечение ул. Велозаводской и ул. Машиностроения) до Садово-самотечной, затем пешком до Каретного переулка. Там располагалась школа «Юных автомобилистов». Поздней весной началась практическая езда. Обучали нас сначала на тренажере это кабина водителя с двигателем и передними колесами, вмонтированная задней стенкой кабины в стену, и выхлопной трубой выведенной на улицу. Можно было завести двигатель, переключать передачи, разгоняясь как на дороге. Затем перешли к езде на московские улицы. Обучение проходило на «полуторке».
Это мой первый автомобиль.
Движение в Москве было конечно совсем не такое как сейчас, но и улицы были не те. Крестовский мост, узкий с 2 рядами в каждую сторону и трамвайными линиями в середине, при въезде, на углу перекрестка в «стакане» сидит регулировщик. Я был совсем малого роста и для того, чтобы видеть дорогу я подкладывал под попу фибровый маленький чемоданчик. Так этот мент остановил движенье, выскочил из будки и напал на инструктора: «Ты кого за руль посадил? Спятил, что ли?». Инструктор отбрехался и мы благополучно добрались до стоянки.
По результатам обучения нам выдали удостоверения.
(первые права)
Затем поездка на Кавказ
Мой второй автомобиль.
Наконец мне доверили руль уже не на поле, а на настоящем Симферопольском шоссе.
Здесь мое первое ДТП.
Симферопольское шоссе в то время было двухполосное, по одной в каждую сторону. После дождя движемся по шоссе, впереди грузовик. Я иду на обгон, отец, сидевший рядом, кричит: «Не смей на обочину, она скользкая!». Я ближе к грузовику, Отец опять кричит, я еще беру правее, на третий раз слышу шорох по борту. Короче процарапал борт, не сильно, но неприятно. Горячая волна с головы до ног, педаль газа в пол, обогнал, остановились, - виноваты сами.
Под Мценском, это было недалеко бала хорошая станция обслуживания и кемпинг, Но в те времена ездить на поврежденном, даже поцарапанном автомобиле было нельзя. Любой регулировщик (так раньше называли ГАИшников) мог тебя остановить и спросить справку об аварии, без этой справки в ремонт машину тоже не брали. Отбрехались, сказали, что в лесу об дерево, короче починились.