Талантливо! Разумно! Грандиозно! Выгодно! Гениально! Так реагируют монархисты на задумки о повороте сибирских рек существовавшие в царские времена. А если им сказать о советском проекте по переброске части воды сибирских рек на юг, то там реакция будет совсем другая, скажут, что это глупость, тупость и даже преступление.
далее часть текста отсель, там он больше:
https://rus-turk.livejournal.com/582892.htmlГоворят, что Россия занимает ⅙ часть света, а того и не принимают в соображение, что в северной ее половине бывает урожай только на снег, и что небольшая, но круглый год зеленеющая Британия всегда в состоянии будет прокормить большее население, нежели громадная Сибирь. Говорят, что в России 130 мильонов жителей, а того и не примечают, что из них только треть взрослых и что на каждого взрослого приходится по два недорослых, между тем как в Зап. Европе - половина взрослых и на каждого из них приходится только по одному недорослому. Говорят, что в России жидкое население и что последнему предстоит бесконечное увеличение, а того и не замечают, что увеличение это происходит только в южной и в юго-восточной ее частях, а в северной и средней давно переполнено и в неблагоприятные годы умирает с голода.
Я. Демченко. О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран. (С картой берегов Каспийского и Аральского морей.) Издание второе. - Киев, 1900.
Карта берегов Каспийского и Аральского морей. Местности, подлежащие наводнению, заштрихованы
Предположение о возможности направить сибирские реки - Иртыш и Обь - в Аральское и Каспийское моря
Среди обширных стран, достаточно согреваемых солнцем, но пустынных вследствие сухости климата, каковы Персия, Туркестан, Киргизские степи и Юго-Восточная Россия, - находится глубокая впадина, пространством более 24.000 кв. миль, которая некогда была сплошь покрыта морем, а в настоящее время только остатками его, на пространстве около 9.300 кв. миль, составляющем не более ⅖ всей впадины. Такое обстоятельство невольно наводит на мысль, довольно фантастическую, но тем не менее вполне естественную: нельзя ли каким образом снова наводнить обнаженное морское ложе и тем сообщить вновь жизнь и плодородие пустынным странам, содержащим в настоящее время на своем обширном пространстве лишь немногие мильоны жителей, но могущим, при достаточном орошении, содержать их многие десятки или даже сотни мильонов?
Итак, откуда бы взять воду для покрытия Арало-Каспийской впадины на обнаженном пространстве?.. Разумеется, для этого необходимо, чтобы в нее впадала другая река, подобная Волге, которая постоянно доставляла бы туда достаточное количество воды для испарения на столь значительном пространстве. Действительно, в недальнем расстоянии от Аральского и Каспийского морей, в Сибири, находится речная область Оби, в два раза более обширная, нежели область Волги, и могущая массой своих вод питать два Каспийских моря. Область эта представляет местность почти одинаково открытую как к Ледовитому морю, на север, так и к Аральскому, на юг, и только вследствие самого незначительного склона в первом направлении реки ее, вытекающие с запада, из Уральских гор, и с востока, из Алтайских, поворачивают затем на север, а не на юг.
Достаточно было бы небольшой преграды со стороны Ледовитого моря или небольшой ложбины со стороны Аральского, и реки Западной Сибири первоначальное свое восточное или западное направление изменяли бы не в северное, как теперь, а в южное, и своими обильнейшими водами не питали бы напрасно холодных тундр Северной Сибири, не опресняли бы во вред Ледовитого моря, более вследствие этого подверженного замерзанию, а наоборот, оплодотворяли бы теплые и обширные страны, окружающие Каспийское и Аральское моря.
И в самом деле, направление рек Обской системы весьма благоприятствует этому: из долины Иртыша и Оби, прямо по направлению к Аральскому морю, ведет длинная долина Тобола, которая, посредством долины одного из своих притоков - Убагани, приближается на расстояние небольшого водораздела к долине р. Тургая, текущей уже к Аральскому морю, но не достигающей его, частью вследствие незначительности склона на северном берегу моря, частью вследствие маловодности своей. Следовательно, если с одной стороны прорыть водораздел между Убаганью и Тургаем, а с другой - запрудить Обь у места соединения ее с Иртышем, так, чтобы она поднялась до уровня окружающей равнины, т. е. на высоту около 35 сажень против настоящего своего уровня , то Обь, наводнив свою долину и долины впадающих в нее рек на известное расстояние вверх от запруды, или, иначе говоря, образовав ветвистое озеро на месте речных долин своей области, потекла бы по направлению Тобольской долины, прорытого канала и долины Тургая прямо в Аральское море, которое, поднявшись до известного уровня, выпускало бы принятую воду по Узбою в Каспийское море.
Но еще удобнее будет запрудить сначала Иртыш у места соединения его с Тоболом и, обративши его в Аральское море, потом таким же образом направить в него Обь, прорыв канал из Туя, впадающего справа в Иртыш (ниже Тары), в Васюган, впадающий слева в Обь (ниже Кети), и, запрудив последнюю у у. Васюгана, - так как, с одной стороны, запруда двух рек поодиночке представит, по всей вероятности, меньше затруднений, нежели общая запруда их у места соединения, а с другой стороны, местности у соединения Иртыша с Тоболом и Оби с Васюганом должны быть выше, нежели местность у соединения Иртыша с Обью, а чем выше будет уровень запруженных рек, тем быстрее направится их общий исток по каналу в Аральское море и, следовательно, тем меньшее русло потребуется для него, от чего главным образом и будет зависеть возможность такого сооружения.
Мы исчислили, что для запруды Иртыша и Оби и направления их в Аральское и Каспийское моря потребовалось бы выполнить массу земляных работ, от 100 до 130 мильонов куб. саж., и что такая масса работ вовсе не представляет чего-либо небывалого до сих пор: в любом из важнейших государств Европы и Америки, где построено уже много железных дорог, - в том числе и в России, подобная масса земляных работ выполнялась всего в несколько лет.
В новейшее время, благодаря железной дороге, Сибирь ежегодно посещают десятки тысяч ходоков, тщетно выискивающих в тайгах Сибири мест, удобных для поселения, и возвращающихся затем домой вполне разочарованными. Если бы эти ходоки вместо напрасных шатаний поработали бы на сооружение каналов и плотин за хорошую плату, то в 10 лет они бы окончили благодетельное сооружение, и труд их не был бы напрасен, он был бы хорошо оплачен, а русский народ имел бы в запасе для заселения обширнейшие земли, столь же благословенные, как Южная Россия и Балканский полуостров.