Второй день болит голова, за окном идёт дождь, соседи пьют и гуляют, а я читаю всякое разное. В том числе и о победе царских войск над городом Туккумом, это тот самый город о котором царь-батюшка Голштейн сожалел, сожалел, что его не разрушили артиллерией, не, он так-то был добряк, но временами находила и на старуху поруха. Кстати, я раньше удивлялся когда говорили, что в то время были моменты когда 2/3 царской конницы воевало внутри страны, даже не верил, но читая такое поверишь.
"По приходе военных судов в Виндаву им надлежит удостовериться в участи отряда, взять заложников и, в случае невыдачи или гибели отряда, начать бомбардировку города."
Там всё красиво. Заложников и просто всех подряд там стреляют только в путь, а что делать? Тогда отправить такую массу населения в лагеря технически было нельзя и всех кто не убежал отстреливали на месте, там и так намолотили от 500 и до 1000 человек в одном этом городе без артиллерии, как обычно в царские времена никто убитых особо не считал, убили и хрен с ними.
Далее ещё текст про события в Фридрихштадском уезде.
Текст я немного сократил, вот тут он полностью:
http://istmat.info/files/uploads/60417/raport_berkmana_nikolayu_ii_o_vooruzhennom_vosstanii_v_gubernii_1905_god.pdf Но книжка интересная.
1905 г. декабря 14.-Рапорт вр. курляндского генерал-губернатора В. А. Бекмана Николаю II о вооруженном восстании в губернии. В. и. в. всеподданнейше доношу о положении в Курляндской Mt конца минувшего ноября по 12-е сего декабря.
-------------
С 25 ноября в Митаве началась общая забастовка фабрик, заводов, зв о зч и ко в . Все магазины были закрыты. " Обшее положение в губернии стало быстро ухудшаться. В уездах возле производились незаконные выборы членов волостных правлений; существующие власти игнорировались; усилились грабежи и поджоги; населениe стало усиленно вооружаться.
------------
26 ноября в Фридрихштадтском уезде взводу 6-го эскадрона 5-го драгунского Курляндского полка, следовавшему на присоединение к эскадрону в Якобштадт, было устроено 4 засады, причем на первой из них в густом лесу неожиданно открывшимся огнем ранен командир взвода корнет ф[он]Миллер (легко), 2 драгуна и 3 лошади. В Митаве собиравшиеся ежедневно толпы разгонялись войсками без употребления оружия. 28 же ноября, ввиду вызывающего поведения толп на улицах города, бросания камней в казаков и нескольких выстрелов в войска, казаками и ротой 114-го пех[отного] Новоторжского полка был открыт огонь; взвод драгун пошел затем в атаку. В войсках потерь не было, из посторонних же в полицию было доставлено 2 трупа и 6 раненых. По слухам, всего было убито 10- 15 чел. и ранено около 30.
---------------
В этот же день ночью был открыт злоумышленниками огонь по шедшем у из Бенена в Митаву 1-му эскадрону 6-го лейб-драгунского Павлоградс к о г о полка, когда он втянулся в Гофцумбергский лес. Чтобы прогнать злоумышленников, было выслано вперед 20 спешенных драгун под командой поручика Паевского. В перестрелке было убито около 8 и ранено свыше 10 злоумышленников. Кроме того, захвачено 4 чел., но так как они стесняли движение эскадрона, то, пройдя около 10 верст, их отпустили.
----------------
1 декабря утром получено в Митаве донесение из Туккума от командира 15-й роты 180-го пехотного Виндавского полка, доставленное приехавшим верхом переодетым нижним чином этой роты. Капитан г, доносит: «Туккум в руках революционеров; драгуны окружены. Я и 6 нижних чинов ранены. Я отступил в замок Дурбен».
--------------
События, предшествовавшие отправлению в Туккум отряда ген.-майпра Хорунженкова, представляются в следующем виде. Стрельба в городе началась 28 ноября. В этот день в IOV2 ч] вечера в дозор, шедший по базарной площади, был произведен выстрел, которым ранен в висок ставший в дозоре. Дозор ответил выстрелом. На выстрелы выбежал взвод Псковского полка в пешем строю под командой корнета Измайлова н другой взвод - в конном строю под начальством командира эскадрона штабсротмистра Ярошева. На площадь прибыла и рота Виндавского полка, а также вр. и. д. начальника района подполковник того же полка Миллер, Посланы были по разным направлениям дозоры; вскоре по ним открылась стрельба в разных местах из окон домов, с крыш, чердаков и из-за заборов. Один конный дозор встречен толпой человек в 30; произошла перестрелка и конная атака, причем убит 1 драгун и его лошадь. В 3-м часу ночи стрельба утихла и войска вернулись домой.
-----------
30 ноября роте не давали продуктов. Пришлось взять их силой, прио воинской команде стреляли из домов и один рядовой был ранен в ногу навылет. От полуэскадрона утром была послана в Дурбен за мясом артельная повозка с з драгунами. По ним был открыт огонь из Латышского собрания.
-----------
На улице слышны были какие-то команды (по-латышски) и сигналы затем и звон колоколов. Вдруг крыша конюшен и соседние постройки, л литые керосином, загорелись. Оставаться во дворе долее было певозмоно; подполковник Миллер приказал всем спасаться. Поседланные лощат, были выпущены из конюшен. Офицеры с частью нижних чинов броснлис* к гостинице, чтобы занять ее и отворить выходные ворота. В гостиниц» I произошла перестрелка, в которой убито и ранено несколько челова Когда ворота были выломаны, все с криком «ура!» бросились на улиц» Туда же устремились лошади. Со всех сторон посыпался град пуль. У ц' мых ворот был убит подполковник Миллер. Все бросились бежать по направлению к Дурбену; приходилось под страшным огнем злоумышленников из окон и с крыш преодолевать проволочные заграждения. По пуп иные отстреливались; даже тяжело раненные, лежа на улице, стреляли» своих врагов до последней минуты жизни. В эти тяжелые дни каждый свито выполнил свой долг.
---------------
Из состава 2-го эскадрона 4-го лейб-драгунского Псковского полка в Туккуме убито 18 нижних чинов и 30 лошадей. Ранено: 2 офицера -поручик Гелениус пулей в колено (легко) и корнет Измайлов в ногу пулей навылет и дробью в ухо и в глаз, 18 нижних чинов и 6 лошадей. Раненых драгун революционеры прирезывали. Все трупы изуродованы; у подполковника Миллера обрезан нос и выколоты глаза, на телах сделаны надписи.
---------------
В 8'/г ч. вечера отряд под прикрытием полуроты и высланных от нее дозоров направился к г. Туккуму. У города дозоры были встречены огне»; два злоумышленника были убиты. Отряд втянулся в город, и когда из здания одной гостиницы последовали выстрелы по отряду, пехота дала несколько залпов в окна. Затем в этот же дом была выпущена граната; мятежники бежали и были расстреляны ружейным огнем. При дальнейшем своем движении отряд встретил проволочные заграждения в несколько рядов, которые стали рубить шашками.
----------------
Птояд на ночь отступил к ст. Туккум-Н, куда прибыл около 12 ч. в отряде было ранено 5 нижних чинов. Направленная в Дурбен 9-я рота по пути встречала дозоры повстанцев, которые были уничтожены - частью на месте, частью по возвращен а ст. Туккум-2.
---------
На главных путях вокруг города были немедленно выставлены заставы, дабы воспрепятствовать выходу из города злоумышленников. На производившийся на заставах оклик часовых отвечали в большинстве- выстрелами, на которые открывали огонь заставы, причем редко кому удавалось скрыться.
С рассветом 2 декабря со ст. Туккум-П был послан в город латыш, захваенны й ранее с семьей из крайнего дома Туккума в качестве заложника. Ему дано было письменное требование жителям выдать к 10 ч. утра 2 декабря все оружие и виновных в убийстве драгун, с предупреждением, что в противном случае город будет разгромлен артиллерией и сожжен.
Вернувшийся из города латыш сообщил, что ехавшие к генералу парламентеры были задержаны революционерами, которые, прочитав записку генерала, расхохотались.
-----------------
Артиллерия выехала на позицию против Латышского собрания под прикрытием полуроты пехоты и взвода конницы. В то же время со стороны Дурбена повел наступление небольшой смешанный отряд пехоты и драгун, который поджег в Новом Туккуме несколько домов, из которых производилась стрельба. Когда артиллерия стала на позиции, из города прибыл верхом на коне латыш с белым флагом и подал генералу записку с просьбою увести войска из города и обещанием полного порядка в городе, выдачи оружия и зачинщиков. Вслед за тем явились делегаты с просьбою не стрелять и не жечь города. Они заявили, что многие злоумышленники разбежались ночью, что в городе остались только мирные жители, которые просят о пощаде, и что все имеющееся в городе оружие будет представлено. Ввиду згой просьбы и недостатка снарядов (гранат совсем не было) ген. Хорунженков прекратил действия против города и вступил с отрядом в Туккум *.
---------------
Потерь на заставах ночью и в отряде 2 декабря не было. Число убитых и раненых в Туккуме определить не представляется возможным, по слухам, общее их число от 500 до 1 ООО чел.
--------------
К утру 4 декабря прибыла в Стенден рота из Цабельна с посланную за ней драгунами. Узнав о прибытии в Туккум снарядов из Риги. ген. Хорунженков немедленно вытребовал в Стенден артиллерийский взвод.
В 2 верстах от города к отряду присоединился 6-й эскадрон донского полка (3 взвода) под командой корнета Лугового, выступивший к нему навстречу из Тальсена. Артиллерия выехала на позицию, и когда из крайних домов города раздались выстрелы по наступавшей пех0те, артиллерия открыла по ним огонь. После нескольких выстрелов мятежники стали выбегать из домов, а пехота стреляла по бегущим залпами.
--------------
Рано утром прибыли в Стенден представители из состава служащих и жителей Тальсена и заявили, что накануне убито много мятежников, что г.осле данного урока жители изъявляют полную покорность и выдадут оружие и зачинщиков.
-----------
Вечером 3 декабря ген. Хорунженков, достигнув ст. Стенден и восставив действие телефона, вошел в связь с начальником отряда в Виндаве «узнал от него, что отряд в составе 4 рот и 1 эскадрона находится на танции железной дороги в осадном положении и просит о помощи. Получив в ночь на 4 декабря донесение об этом ген. Хорунженкова по телеграфу Риго-Орловской ж. д., я тотчас же послал телеграмму в Виндаву с предложением немедленно отправить отряд по железной дороге в Туккум, грозя в противном случае бомбардировать город военными судами.
------------
Содержание этой телеграммы я передал по телеграфу коменданту Либавской крепости с указанием , что по приходе военных судов в Виндаву им надлежит удостовериться в участи отряда, взять заложников и, в случае невыдачи или гибели отряда, начать бомбардировку города.
-----------------
Так они там потом ещё долго развлекались. Перестрелки, убийства, угрозы разрушить город артиллерией и взятие заложников из крайнего дома. Но постепенно царские войска заняли все важные пункты Курляндской губернии. Понятно, что там убитых как обычно при царе никто не считал, но интересно, а где бы хоть приблизительные цифры потерь обеих сторон этого замеса узнать?
Кстати, хороший сюжет для фильма, жаль Михалков и Кончаловский про такое кино не снимут.