Mar 25, 2022 14:26
Своего рода конспект по мотивам двух проведенных за последние недели вебинаров.
Сильная тревога и ужас приводят к регрессу и актуализации примитивных защит. Основные защиты - слияние, расщепление и всемогущество.
За счет слияния происходит утрата дифференциации, включается своего рода групповое, коллективное мышление. Скорость обновления информации, поступление новых данных не дает пройти по циклу контакта и сформировать законченный гештальт. Это создает постоянное ощущение тревоги и/или гипервозбуждение.
Если это все же удается и гештальты формируются, то примитивные и по форме грубые, так как они не могут вместить весь обьем имеющейся противоречивой информации. Расщепление это естественная попытка сохранения рассудка в экстремальной ситуации. Чем сильнее расщепление, тем сильнее аффект, но в свою очередь расщепление позволяет справиться с переживанием психотического ужаса. Можно сказать, что расщепление позволяет подняться с психотического уровня (ужас, хаос, отсутсвие объектов) к уровню пограничному (про признаки пограничной ситуации и ее возможности будет следующий пост).
Слияние порождает иррациональное чувство вины и стыда. Их важно отличить от реального переживания своей ответсвенности. Ответственность это индивидуальное переживание связанное с пониманием своей личной ситуации, своей собственной оценкой возможностей и искренней верой в действенность (силу) своих поступков. Важно различать иррациональную вину и ответственность, так как иррациональная вина приводит либо к спонтанным малоэффективным поступкам, либо к полной блокировке любой активности. Также важно, что вина бессознательно всегда требует наказания. Это наказание с большой вероятностью человек бессознательно организует сам для себя (например, "случайная" потеря денег, порез, ДТП и т.п.)
Вину можно рассматривать и как попытку сохранения связи со значимыми другими, - «я винюсь когда ты винишь меня поэтому ты не должен меня отвергать». Такая вина увеличивает и без того значительное чувство бессилия усиливая и поддерживая переживание собственной плохости. Переживание ответственности напротив возвращает ощущение своей компетентности и желание действовать даже в крайне сложной и неопределённой ситуации.
Чувство вины атакует самооценку. За счет этого блокируется возможность создания новых связей. Связей с будущим, например, так как планирование можно понимать как своего рода прочерчивание связи от меня в настоящем со мной завтрашним. Или связи со своим акутальным фоном жизни, который не утрачен. Вина как бы запрещает перевести взгляд на свою жизнь, таким образом в еще большей мере обрушая фон и не давая извлечь из фона необходимые ресурсы. Также вина, разрушающая самооценку, препятствует или полностью блокирует создание и поддержание связей со своим близким и далёким окружением. Теряется способность принимать и давать помощь, поддержку. Вина и стыд толкают к тому, чтобы "прятаться".
Всемогущество возникает как попытка совладать с бессилием. Возникает желание увеличиться и стать столь же огромным и влиятельным как те силы, которые окружают человека и приводят к резкому изменению его жизни. Иллюзия всемогущества вводит человека в бесконечный цикл успокоения и новой, еще больше тревоги. Например, человек предпринимает одну за другой попытки проконтролировать то, что проконтролировать в принципе невозможно. В момент эйфории, своего рода опьянение своим всемогуществом, он избавляется от тревоги, но затем падает в нее с большой высоты невыполнимого действия и погружается в нее с новой силой.
психологический кризис,
стыд,
кризис,
травма,
вина