В прекрасный октябрьский день золотой осени я в очередной раз отправилась в Сергиев Посад. В любое время года там хорошо: и зимой, когда чистейший белый снег лежит у белоснежно-небесно-золотой Лавры, и весной, когда веселые ручейки стекают с пригорков, и летом. Но осенью в этих краях есть что-то особенное. Наверное, потому что осень - это самое «Сергиевское» время года. Главный день памяти Преподобного Сергия отмечается Православной церковью 8 октября.
Сегодня на небе ни облачка, голубое небо, золотая листва, прозрачный воздух. Чтобы доехать от Москвы до Сергиева Посада, еще оставшегося в детских воспоминаниях некоторых людей Загорском, пришлось постоять в неизменной пробке на вечно ремонтируемой Ярославке. Испокон века пробки на Ярославке тянутся от выезда из Москвы до поселка под названием Тарасовка, расположенного на половине пути до Посада. Так было еще лет двадцать назад, когда по этой дороге я с родителями ездила на дачу, и с тех пор ничего не изменилось, разве что количество машин прибавилось. С тех же незапамятных (для меня) времен на въезде в Мытищи вдоль дороги стоят десятки, если не сотни гастарбайтеров, ищущих заработок. Этот стихийный рынок дешевой рабочей силы пора уже отнести к достопримечательностям Мытищ.
И вот, я приезжаю в Сергиев Посад. Автобус останавливается на оживленной вокзальной площади возле памятника русскому меценату Савве Мамонтову. Мамонтов сидит в кресле и «наблюдает» за людьми, назначившими встречи около него. За его спиной - железная дорога, платформа, небо в проводах, а вдалеке - жилые дома и водонапорная башня. В Сергиев Посад я ехала довольно долго, и дорога со всеми прилагающимися пробками меня порядком утомила. Но стоит ступить на Сергиево-Посадскую землю, вдохнуть посадского воздуха, как усталость моментально исчезает, и ей на смену приходит небывалый прилив сил. Город как бы говорит всем прибывающим: «Добро пожаловать!» И на протяжении всего пребывания здесь не покидает ощущение чего-то неуловимого, чистого и светлого, витающего в самом воздухе этого святого, благодатного города. Воздух в Сергиевом Посаде кажется чистым, прозрачным, и даже каким-то целебным. Пахнет дымком от печей, топящихся хорошими дровами. В Сергиевом Посаде и акустика особая из-за того, что город стоит на холмах и оврагах - звуки распространяются «с горки на горку». И колокольный звон слышен издалека. Он бывает в Троице-Сергиевой лавре такой силы, что услышав его, хочется позвонить всем близким, чтобы и они слышали сквозь трубку телефона этот необыкновенный звон.
От автобуса или электрички надо пройти через автовокзал, перейти дорогу и пойти по тротуару с полуразбитой плиткой, засыпанной шуршащими под ногами желтыми листьями, мимо небольших старых домиков с резными наличниками. И вот, виднеются сияющие как солнце даже в самую мрачную погоду золотые купола Троице-Сергиевой Лавры. Белые стены древнего монастыря, чего только не повидавшие за несколько веков. На пути к Лавре часто можно встретить веселую свадьбу, где в тот момент, когда проходишь мимо, все либо фотографируются, со смехом и шутками пытаясь уместиться в кадр всей компанией, либо открывают шампанское, и оно выстреливает и дает фонтан вверх. К главным воротам Лавры слетаются, хлопая крыльями, большие стаи голубей, которых активно кормят туристы. Даже табличка есть, обозначающая место кормления голубей. Арка, ведущая на территорию Лавры расписана фресками, иллюстрирующими житие преподобного Сергия Радонежского. У входа в Троицкий собор выстраивается очередь из паломников, желающих поклониться находящимся здесь мощам Преподобного. Правее от Троицкого собора находятся источники со святой водой: открытый родник под расписной сенью, и Успенский кладезь в надкладезной часовне, находящейся рядом с пятиглавым Успенским собором, сине-золотые купола которого возвышаются на фоне голубого неба. Есть еще Пятницкий колодец, уже за пределами Лавры, на другой стороне главного проспекта города. Он обозначен великолепной белой часовней у деревянного мостика через речку. Считается, что в этом месте вода появилась из земли благодаря молитвам Преподобного Сергия.
К Лавре есть две основные дороги. Первый путь я про себя назвала «туристский». Нужно свернуть в маленькие улочки частных домов, дойти до смотровой площадки, перекрестка, уходящего под крутую горку, спуститься под горку. Слева будет долина речки, где художники, расположившись на лужайке, рисуют с натуры прекрасный вид на Лавру. Кроме этого, под той же горкой будет автошкола, которая примечательна тем, что перед водителем-учеником ставится нелегкая задача въехать на эту горку, притормозить, если надо, перед перекрестком, и при этом не заглохнуть и не скатиться назад. Пройдя все это нужно зайти в подземный переход, где продаются различные сувениры, начиная от кружек и магнитов, и заканчивая традиционно русскими в понимании иностранцев меховыми шапками-ушанками и пуховыми платками. Этот переход ведет на площадь перед Лаврой. На площади продолжаются ряды лотков с сувенирами.
Второй путь я прозвала «тихий» за то, что здесь не бывает толп туристов и лоточных рядов с сувенирами. Нужно идти по улице, называющейся «1-я Рыбная», затем - вдоль проспекта Красной Армии мимо небольших ресторанчиков с русским колоритом, украшенных снаружи декоративными мельницами, белыми резными наличниками тонкой работы, похожими на кружево. Перейдя проспект по светофору, попасть все на ту же Лаврскую площадь, мощеную брусчаткой. Здесь находится памятник преподобному Сергию Радонежскому, на постаменте которого всегда лежат живые цветы.
Назад хорошо возвращаться вечером, когда солнце садится за золотой осенний лес, под музыку «Кино», «Машины времени», «Чижа», «ДДТ» и т.п. За окном сначала проплывает город, с которым мысленно прощаешься, надеясь скоро сюда вернуться. Затем начинаются леса, поля, сады и деревенские домики вдоль дороги, некоторые ухоженные, некоторые заброшенные. А потом снова пробка, но это уже не так важно.
Вид на Лавру летом...
... и зимой
Памятник преподобному Сергию Радонежскому
Успенский собор и источники со святой водой
Пятницкий колодец